0
32022
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.03.2023 16:55:00

ТВЭЛ сталкивается с конкуренцией на мировом рынке

Сегодня мощности по производству топлива для легководных реакторов превышают спрос

Андрей Гагаринский

Об авторе: Андрей Юрьевич Гагаринский – доктор физико-математических наук, советник директора национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

Тэги: гражданская энергетика, атомное топливо, ссср, атомный проект, ядерная энергетика, твэл, аэс


гражданская энергетика, атомное топливо, ссср, атомный проект, ядерная энергетика, твэл, аэс Процесс загрузки топлива в самый прогрессивный реактор ВВЭР-1200 на Нововоронежской АЭС. Кадр из видео с канала Нововоронежской АЭС на YouTube

Первое упоминание о проблемах создания ядерного топлива для гражданской энергетики содержится в отечественных документах 1950 года. Немногим более полугода после испытания первой советской атомной бомбы руководителю страны кладется на стол совершенно секретный («особая папка») документ, теперь уже опубликованный в истории «Атомного проекта СССР». Председатель специального комитета Лаврентий Берия представляет на утверждение проект «Постановления СМ СССР о плане научно-исследовательских, проектных и экспериментальных работ по использованию атомной энергии в мирных целях». В сопроводительном письме он весьма доходчиво излагает вождю задачи, которые надо решить, чтобы на основе опыта реакторов-наработчиков плутония создать мирную ядерную энергетику. В их числе и разработка ядерного топлива. «Проведенные лабораторией академика Курчатова расчеты показывают, что в атомных агрегатах для энергетических целей напряженность ядерной реакции в урановых блочках будет в 20–30 раз превышать напряженность ядерной реакции действующих агрегатов. При такой высокой интенсивности ядерных излучений в урановых блочках, в конструктивных материалах высокотемпературных атомных агрегатов будут происходить глубокие превращения, которых не могут выдержать действующие у нас ядерные агрегаты… Повышение живучести урановых блочков является технически сложной проблемой и требует длительной и кропотливой работы».

Нетрудно догадаться, кто был автором этого исторического документа. Собственно, он там и назван, как и лаборатория, где родилась идея мирной ядерной энергетики. На следующий после получения день (так тогда работали), 16 мая 1950 года, постановление СМ № 2030–788 по использованию атомной энергии для мирных целей было подписано Иосифом Сталиным. «Длительная и кропотливая работа» по усовершенствованию «урановых блочков», которые мы теперь называем тепловыделяющими элементами, или твэлами, продолжается и по сей день.

Сегодня около 30 компаний из двух десятков стран производят ядерное топливо для реакторов наземных типов. Суммарный объем существующих в мире мощностей по производству ядерного топлива (по сравнению с другими атомными отраслями) не так уж велик – около 20 тыс. т в год. Три крупнейших производителя – Framatome, Westinghouse и ТВЭЛ владеют примерно половиной этих мощностей. По данным World Nuclear Association, в настоящее время мощности по производству топлива легководных реакторов во всем мире значительно превышают спрос. В Евросоюзе такие мощности есть у пяти стран (Германия, Испания, Румыния, Франция и Швеция). Как считают эксперты WNA, «производство топлива не станет узким местом в обозримой цепочке поставок для любого ядерного ренессанса». Избыточные мощности увеличивают такие страны, как Китай, Индия и Южная Корея, стремящиеся к самообеспечению.

При этом услуги по изготовлению топлива закупаются по другим принципам, чем, например, обогащение урана. Ядерные тепловыделяющие сборки (ТВС) являются высокотехнологичной продукцией, изготовляемой по индивидуальному техническому заданию каждого заказчика. Они определяются физическими характеристиками реактора, стратегией его эксплуатации и управления топливным циклом, а также национальными лицензионными требованиями. Большинство основных производителей топлива являются поставщиками реакторов и обычно формируют первые активные зоны и ранние перезагрузки для реакторов, построенных по их собственным проектам.

Тем не менее рынок топлива для легководных реакторов (превалирующих в мировой ядерной энергетике) становится все более конкурентным, и для большинства видов топлива в настоящее время существует несколько конкурирующих поставщиков. Это в полной мере относится к российскому производителю ядерного топлива – топливной компании ТВЭЛ.

Не считая опытного производства МОКС-топлива в Железногорске, входящий в структуру Росатома ТВЭЛ производит ядерное топливо на двух больших заводах: машиностроительном заводе (МСЗ) в г. Электростали и Новосибирском заводе химконцентратов (НЗХК), которые близки по мощности (суммарно около 2800 т/год, по данным WNA).

История МСЗ берет начало с 1916 года, когда для снабжения русской армии необходимыми боеприпасами в Первую мировую войну был построен «снаряжательный» (оружейный) завод. В период Второй мировой войны завод произвел около 250 млн снарядов, что сопоставимо с третью боезапаса СССР, выпущенного по Германии. С августа 1945 года по решению спецкомитета «Атомного проекта СССР» завод начал интенсивно работать в составе атомной программы. Он был перепрофилирован для выполнения новых задач и больше не выпускал непосредственно оружия и боеприпасов. 1954 год стал началом нового направления – производства тепловыделяющих элементов и ТВС для ядерной энергетики. Была изготовлена первая партия ТВС для первой в мире АЭС в г. Обнинске.

В настоящее время завод производит ядерное топливо для энергетических реакторов разного типа: водо-водяных российского (ВВЭР-440, ВВЭР-1000, ВВЭР-1200) и, с 2009 года, западного дизайна (PWR и BWR), уран-графитовых, на быстрых нейтронах, исследовательских реакторов и транспортных энергетических установок, а также поглощающие элементы и органы регулирования. Основную часть, около 90% производственной программы машиностроительного завода составляет ядерное топливо для АЭС с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах. В зарубежные страны поставляется топливо ВВЭР-440 (Финляндия, Чехия, Словакия, Венгрия, Армения) и ВВЭР-1000 (Чехия, Болгария). В сотрудничестве с Siemens (с 1993 года), Framatome (с 2001 года) и AREVA (с 2005 года) завод изготовлял ТВС для реакторов типа PWR и в разное время поставлял их в Германию, Швейцарию, Нидерланды, Швецию и Великобританию.

Второй завод ТВЭЛа, Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК), был основан в 1948 году на площадке несостоявшегося Новосибирского автозавода и начал опытное производство урановой продукции в 1950 году. В 1970-х годах НЗХК освоил производство твэлов и ТВС для исследовательских реакторов. С 1980 года завод начал производить топливо для энергетических реакторов большой мощности с водой под давлением. В настоящее время им поставлены ТВС для более трех десятков энергоблоков России, Украины, Болгарии, Ирана, Индии и Китая. На НЗХК изготавливаются все основные модификации ТВС для реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200. Участвует НЗХК и в разработке российской конструкции топлива для PWR западного дизайна (ТВС-квадрат). Изготавливается топливо для исследовательских реакторов (ВВР-М, МИР, ИРТ-М и др.).

Принципиально важно, что ядерное топливо играет особую роль в наполнении так называемого «ядерного острова» – сердца атомной электростанции, куда входят реактор с активной зоной, обслуживающее его оборудование и система передачи энергии от этой активной зоны к турбине. Часть «ядерного острова» поддается замене в процессе эксплуатации, часть заменять бессмысленно (проще построить новую АЭС), и она, собственно, и определяет срок службы всей установки, который в мире уверенно подбирается к 100 годам. Тепловыделяющая сборка – регулярно и наиболее часто (не считая поломок) сменяемая часть этого «ядерного острова». Ее современный срок пребывания в реакторе составляет 4–5 лет (при условии перестановки в активной зоне). Точности ради следует заметить, что при сильном желании разработчики уже способны создать активную зону, которую не нужно перезагружать в течение всего срока жизни ядерного объекта (таковы, например, активные зоны последнего американского атомного авианосца). Но это совсем другая, «военная» экономика и высокообогащенное топливо, неприемлемое для коммерческих АЭС. Таким образом, ядерное топливо – наиболее сменяемый элемент АЭС, что создает огромный стимул для его непрерывного совершенствования, который создатели атомной техники просто не способны упустить.

Именно поэтому, например, с упомянутого выше начала «усовершенствования урановых блочков» в созданном Игорем Курчатовым институте и сейчас над ядерным топливом работает большой коллектив специалистов, дела которого известны практически во всем мировом ядерном сообществе.

Последовательное и неуклонное внедрение новых конструкций тепловыделяющих сборок – это улучшение экономических показателей и безопасности. Продолжительность топливного цикла, мощность реакторов, энерговыработка растут, а следовательно, растет и выручка. Новое топливо тестируется на Калининской, Ростовской и Кольской АЭС. Все российские ВВЭР-1000 уже работают на 104% мощности в удлиненных 18-месячных топливных циклах. То же ожидает и реакторы ВВЭР-1200 (первый блок Нововоронежской АЭС уже переведен на этот режим), а к 2025 году в опытно-промышленной эксплуатации ожидается следующий шаг – повышение мощности до 107%. Казалось бы, это не так уж много, но если принять во внимание, что речь идет о 20% российской электрогенерации, то привычное нам словосочетание «экономический эффект» приобретает очень весомое наполнение. Главное при этом, что этот эффект может достигаться в течение всего срока службы АЭС.

Что же касается реакторов ВВЭР-440 с их полувековой историей (сегодня 23 энергоблока эксплуатируются в семи странах), то это впечатляющий весь атомный мир пример непрерывного совершенствования ядерного топлива, учитывающего все многообразие требований многочисленных владельцев этих замечательных аппаратов.

Стоит заметить, что при необходимости разработчики новых активных зон способны существенно увеличить сроки эксплуатации ядерного топлива и в гражданском секторе ядерной энергетики. В проекте модернизированного плавучего энергоблока (МПЭБ) активная зона реакторной установки РИТМ-200С обладает в четыре раза большим энергоресурсом, чем КЛТ-40С действующей ПАТЭС. Интервал между перегрузками МПЭБ составляет пять лет, то есть в два раза больше, чем у работающего сегодня предшественника.

Разумеется, российские создатели нового ядерного топлива активно участвуют в большой программе, которой интенсивно занимается весь реакторный мир, эксплуатирующий легководные реакторы, – разработке топлива нового поколения безопасности ATF (Advanced Technology Fuel), которое получило название «толерантное», то есть отличается «дружелюбным» поведением даже при гипотетических тяжелых авариях с сильным разогревом активной зоны. Не вдаваясь в технические детали, скажем, что это «наступление по всему фронту» – совершенно новые топливные композиции, оболочки твэлов и их покрытие. На Ростовской АЭС уже идет опытно-промышленная эксплуатация «толерантного» топлива параллельно с большой программой испытаний на исследовательском реакторе МИР.

Как известно, Росатом нацелен на переход к «двухкомпонентной» ядерной энергетике, когда в одном топливном цикле будут совместно работать реакторы на тепловых и быстрых нейтронах. Задача ТВЭЛ – предоставить топливо для этой будущей системы. На МОКС (смешанное уран-плутониевое) топливо переведен быстрый натриевый реактор БН-800. Замыкание ядерного топливного цикла должно быть обеспечено не только для быстрых реакторов, но и для стандартных тепловых легководных. На Балаковской АЭС с 2021 года проходит опытно-промышленная эксплуатация уран-плутониевого топлива. Перспективные будущие реакторы ВВЭР должны быть способны работать на 100-процентной загрузке из МОКС-топлива.

Широкое применение в России имеет топливо из регенерированного урана (то есть полученного из топлива, уже поработавшего в реакторе). Сначала оно использовалось в реакторах РБМК. Сегодня регенерат активно внедряется (пока в рамках опытных программ) в реакторы ВВЭР. Он уже поставлен на Кольской (ВВЭР-440) и Калининской (ВВЭР-1000) АЭС, планируется и на блоки с ВВЭР-1200.

События 2022 года, как и можно было ожидать, привели к резкому обострению конкуренции для российского ядерного топлива на европейском рынке. Пожалуй, в первых рядах здесь оказалась еще недавно «братская» Болгария. Парламент страны (в который, по-видимому, выбирают в основном ядерных специалистов) не только проголосовал за выбор без всякого тендера в качестве нового блока для АЭС «Козлодуй» американского реактора АР-1000, но и призвал ускорить процедуры лицензирования и подготовки к поставкам нероссийского ядерного топлива для двух действующих с 1987 и 1991 годов блоков этой АЭС с ВВЭР-1000.

Готовится к отказу от российских ТВС (по крайней мере для АЭС «Темелин») Чехия. Смутно заговорили о такой перспективе и в Словакии, вся ядерная энергетика которой, производящая более половины всей электроэнергии в стране, базируется на еще советских ВВЭР-440 и где, более того, недавно произошло уникальное событие – запущен новый энергоблок «Моховце-3» с реактором этого типа (впервые после перерыва почти в четверть века), конечно, на российском топливе. До 2030 года собирается работать с ТВЭЛом финская АЭС «Ловииза», дальше опять подключается компания Westinghouse с ее шведским заводом. Испанская ENUSA недавно заявила о готовности лицензировать линию по производству топлива для ВВЭР-440 уже в 2024 году. Твердой позиции на сохранение своего права сотрудничать в ядерной энергетике с Россией придерживается в Европе только Венгрия.

В нынешних условиях мы смело можем оставить Западную Европу, Северную Америку и «азиатских друзей» США (Японию, Южную Корею и Австралию) в стороне от нашего внимания. Но остается еще огромный, быстро развивающийся мир, где российский атом пустил мощные корни. Не говоря уж о Белоруссии и Армении (руководство которой уже всерьез заговорило о строительстве нового энергоблока с реактором ВВЭР-1200), страны, принявшие к себе и строящие реакторы российского дизайна (Китай, Индия, Иран, Бангладеш, Турция, Египет и т.д.), отнюдь не намерены экспериментировать с нероссийским топливом. Конечно, большие ядерные державы – Китай и Индия – стремятся базировать свои разработки на отечественном ядерном топливе, но это не относится к «русским» реакторам. Россия уже предлагает новые технологии и типы ядерного топлива для повышения эффективности топливного цикла АЭС «Куданкулам» в Индии. В Китай поставлено топливо для их первого большого реактора на быстрых нейтронах.

Страны, обсуждающие возможность связать с Россией свое ядерное будущее, разумеется, не рассматривают строительство АЭС в отрыве от ядерного топливного цикла. С 2000 года наша страна подписала двусторонние соглашения о сотрудничестве в ядерной области почти с 50 странами, и, несмотря на растущую в мире конкуренцию (к традиционным игрокам добавились Южная Корея и Китай), мы имеем основания рассчитывать на успехи в этом нелегком соревновании, причем немалое значение имеет фактор сохранения и приумножения высокого научно-технического потенциала в ядерной сфере, который за нами признают.

Так что у россиян, разрабатывающих, совершенствующих и производящих топливо для атомных электростанций, работы впереди не на одно поколение. 


Читайте также


В Германии намерены реабилитировать атомную энергетику

В Германии намерены реабилитировать атомную энергетику

Правительственная программа блока ХДС/ХСС предусматривает подключение к электросети немецких АЭС

0
1313
Росатом наращивает ядерный рециклинг

Росатом наращивает ядерный рециклинг

Глеб Тукалин

Завершено строительство нового комплекса по переработке топлива для АЭС

0
2366
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
2466
Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Андрей Ваганов

Космический челнок «Буран» до сих пор остается во многом непревзойденным научно-техническим проектом СССР

0
14417

Другие новости