Газонаполнительные станции в России могут заправлять до 500 тыс. автомобилей в год, а всего у нас на дорогах только 275 тыс. таких машин. Фото с сайта www.gazprom.ru
В Москве в конце апреля прошел III Всероссийский газомоторный форум. Понятно, что после реализации в Европе энергетического поворота, связанного с полным отказом от газа и других ископаемых видов топлива к 2050 году и декарбонизацией экономики стран – членов ЕС тема газомоторного топлива остается актуальной прежде всего для стран с запасами ископаемых энергоресурсов и входящими в различные экономические организации во главе с Россией, активно продвигающей масштабное использование газа в экономике дружественных ей стран. Тем более что в складывающихся геополитических условиях проблема защиты климата и связанные с этим проблемы борьбы с парниковыми выбросами в значительной степени пока отходят на второй план. Поэтому форум прошел под девизом «Мобилизация ресурсов отечественной промышленности для формирования новых точек роста российской экономики на базе использования природного газа».
Ситуация глобального геополитического противостояния задает новые требования к эффективности работы отраслей российской экономики, организации производственных и логистических цепочек. Утверждается, что именно доступ к природному газу и возможность его использования в энергетике, транспорте, промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве являются безусловным конкурентным преимуществом российской экономики. Оно может быть эффективно использовано при мобилизации соответствующих ресурсов отечественной промышленности и принятии необходимых решений регулирующими органами.
На площадке очередного ежегодного Всероссийского газомоторного форума обсуждались возможные контуры использования природного газа на транспорте и перспектив альтернативной газификации с учетом имеющихся у Российской Федерации ресурсов и технологий. Важнейшей задачей форума стало обсуждение новых контуров международного сотрудничества в области применения природного газа на транспорте и для автономной газификации.
Открывая форум, Виктор Зубков, председатель совета директоров ПАО «Газпром», сказал: «На конец прошлого года извлекаемые запасы группы «Газпром» составили 35 трлн куб. м газа. Сегодня запасы газа на 100 лет». «Газпром» является лидером по запасам газа среди всех мировых компаний, отметил Зубков.
Ранее «Газпром» сообщал, что в 2022 году прирастил 529,2 млрд куб. м запасов газа за счет геологоразведки. Таким образом, «Газпром» 18 лет подряд обеспечивает прирост запасов газа выше объемов добычи. Ставка на всестороннее использование в экономике природного газа в таких условиях становится понятной.
Круглый стол в Госдуме
Свой подход к решению проблем форума накануне сформулировал круглый стол, который прошел в рамках Госдумы.
Открывая это мероприятие, председатель комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что развитие рынка газомоторного топлива является важнейшей частью политики увеличения потребления природного газа на внутреннем рынке в условиях внешнего санкционного давления. Российский рынок газомоторного топлива (ГМТ) в последние годы характеризуется динамичным развитием на фоне активной государственной поддержки. Это уже дает ощутимый экономический и экологический эффект, особенно в крупных городах.
Кроме того, расширение применения ГМТ потенциально дает и ощутимый бюджетный эффект: замещение жидких топлив газом на внутреннем рынке позволит снизить затраты бюджета на стабилизацию цен на нефтепродукты в стране, а также поддержит экспортный потенциал нефтяной отрасли в условиях снижения добычи нефти.
С учетом динамики последних лет, а также ряда фундаментальных факторов, связанных с использованием газа на транспорте, достижение поставленных целей потребует интенсификации усилий, тесной кооперации участников рынка и существенного расширения сети газозаправочной инфраструктуры.
«Сегодня идет работа над Концепцией развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года, которая потребует отдельного обсуждения. Очевидно, что необходимы более амбициозные цели в части расширения использования газа на транспорте, актуализация мер государственной поддержки и более широкое информирование участников рынка о возможностях применения ГМТ и его преимуществах. Также важно просчитать синергетические эффекты, которые можно получить от использования СПГ для транспортного сектора и для социальной альтернативной газификации», – подчеркнул Завальный.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин отметил, что ТПП ведет активную работу над реализацией задач в области расширения применения ГМТ, в том числе – по линии региональных Торгово-промышленных палат. В регионах-лидерах по использованию газа в моторах – Санкт-Петербург, Ростовская область, Татарстан, Башкортостан.
Также в ТПП РФ шесть месяцев назад был создан отдельный подкомитет по газомоторному топливу. Важнейшие задачи – привлечение бизнеса к более активному участию в проектах в области ГМТ и СПГ, популяризация газомоторного транспорта в конкуренции с электрическим, снятие нормативных барьеров и расширение возможностей переоборудования автомобильного транспорта на ГМТ.
Сегодня в этой сфере наблюдается дефицит – при том, что существующие автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АНГКС) могут заправлять до 500 тыс. автомобилей, реально в стране их порядка 275 тыс., что составляет всего 0,4% автопарка страны. Это несерьезно, учитывая все те экономические и экологические плюсы, которые можно получить с переводом транспорта на ГМТ.
Заместитель директора департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики РФ Артем Верхов рассказал, что Минэнерго работает над реализацией госпрограммы по поддержке ГМТ по направлениям строительства заправочной инфраструктуры и переоборудования транспорта на газ с 2018 года. Налицо положительная динамика: к концу 2021 года ежегодное потребление метана на транспорте в России составило 1,37 млрд куб. м; в 202-м – 1,72 млрд куб. м (плюс 29%); в 2023-м ожидается плюс 26%, а к 2030 году прогнозируется потребление ГМТ порядка 6,8 млрд куб. м.
В 2022 году была введена в строй 101 заправка, 95 объектов получили субсидии. При этом есть некоторое недоосвоение средств из-за того, что кризисы последних трех лет повлекли за собой нарушение логистических цепочек. Ведутся постоянная корректировка нормативной базы и ее адаптация к меняющемуся рынку.
Всероссийский газомоторный форум собирался уже 3 раза. Фото с сайта www.ngvrus.ru |
В текущем году стартует программа поддержки строительства криоАЗС, в которой Минэнерго будет субсидировать не регионы, а непосредственно инвесторов проектов.
Министерство выступает также за введение субсидирования строительства малотоннажных СПГ заводов с условием определенных ограничений их возможности поставок СПГ на экспорт.
Министерством энергетики проводится масштабная работа по созданию Концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года, в рамках которой прорабатываются вопросы формирования рекомендуемой модели долгосрочного развития газомоторной техники в разрезе целевых сегментов, а также вопросы формирования рекомендуемой модели долгосрочного развития направления. В ближайшее время она появится на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). Ожидается принятие документа на уровне акта правительства РФ с приложением «дорожной карты» по ее реализации, которая станет руководством к действию для всех органов власти.
Заместитель директора департамента стратегического развития Министерства транспорта РФ Андрей Бахаев рассказал о работе министерства над обновлением парка транспортных средств на газомоторном топливе, заправочной и сервисной инфраструктуры. Были собраны данные по потребности регионов в обновлении парка пассажирского автотранспорта на ГМТ.
Сегодня количество составляет 20 840 единиц, дополнительная потребность составляет 6,5 тыс. единиц. Одним из направлений расширения применения ГМТ является передача в лизинг экологичного и энергоэффективного городского автобусного транспорта. Также ведется разработка железнодорожного транспорта на газовом моторном топливе, запуск в эксплуатацию первых образцов планируется в 2026 году. В 2022-м начата эксплуатация первых двух двухтопливных паромов, использующих ГМТ.
Генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко сообщил, что компания, являющаяся лидером газомоторного топлива, участвует в развитии нормативной базы и работе над Концепцией развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года.
Развитие рынка ГМТ с помощью мер господдержки идет с 2013 года, новое качество оно приобрело в 2019 году с принятием соответствующей госпрограммы и субсидированием как строительства заправочной инфраструктуры, так и переоборудования транспорта на газ. Однако сегодня этих инструментов недостаточно, что и делает разработку новой государственной программы развития рынка газомоторного топлива необходимой. Сегодня темпы прироста количества транспорта не соответствуют темпам строительства заправок, они серьезно недозагружены, что портит экономику проектов. Соответственно одна из основных задач – увеличение производства отечественной техники на природном газе. Также необходимы более четкое регулирование рынка газомоторного топлива, создание схем размещения заправочной инфраструктуры, которая способствовала бы повышению доступности ГМТ. Возможно, необходима выработка новых подходов к ценообразованию на ГМТ и СПГ.
Первый вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова рассказала о разработке Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года. В ходе работы над документом разработчики опросили всех участников рынка – производителей техники, оборудования, эксплуатантов транспорта на природном газе и т.д.
Анализ существующего рынка показал, что определенные успехи достигнуты только в секторе автотранспорта, но о заметном развитии водного, железнодорожного, коммунального транспорта, карьерной и промышленной техники говорить не приходится. Более того, ни в одном государственном документе стратегического планирования нет целевых показателей по производству большинства видов такой техники.
При этом большинство потенциальных потребителей газомоторной техники указывают на очевидную недостаточность заправочной инфраструктуры в качестве сдерживающего фактора.
По мнению Светланы Воронцовой, в развитие концепции необходимо принятие комплексной государственной программы производства техники на ГМТ и схемы размещения объектов заправочной инфраструктуры. Только так можно будет достичь целевых показателей развития сектора, включая значительные экономические и экологические эффекты. В мае планируется вынос концепции на широкое общественное обсуждение, разработка проекта госпрограммы в случае получения такого задания может быть проведена до конца года.
Итоги дискуссии
На круглом столе выступили представители компаний, участвующих в рынке ГМТ, в том числе производителей техники, производителей СПГ и т.д. Суммируя все выступления, можно назвать целый ряд факторов, сдерживающих перевод техники на газомоторное топливо:
– ограниченная номенклатура производства газомоторных автотранспортных средств и отсутствие серийного производства других видов транспортной, карьерной и сельскохозяйственной техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива;
– ограниченные возможности перевода, существующего парка транспортных средств на ГМТ из-за конструктивных особенностей, значительного износа транспортных средств и по другим причинам; высокая стоимость газомоторной техники; недостаточное развитие сети сервисных центров по обслуживанию газомоторных транспортных средств; ограничения существующей нормативно-правовой базы, сдерживающей развитие газозаправочной инфраструктуры;
– низкая информированность о возможностях и преимуществах природного газа в качестве моторного топлива.
Одним из барьеров для распространения ГМТ является недостаточный уровень развития заправочной инфраструктуры и ее нерациональное размещение.
По данным портала АГНКС.com, в России насчитывается порядка 600 газонаполнительных станций, количество же криоАЗС, на которых осуществляется заправка техники на СПГ, исчисляется в десятках. Для сравнения, традиционных бензиновых и дизельных заправок – более 25 тыс.
При этом динамика в целом позитивная: количество АГНКС в последние годы растет со среднегодовым темпом, близким к 20%, проблема дефицита инфраструктуры решается в том числе и благодаря поддержке, позволяющей инвесторам покрыть часть капитальных затрат на строительство метановых заправочных станций.
При текущем уровне цен в 23 руб./куб. м и среднеотраслевом объеме пролива в 6 тыс. куб. м в сутки с учетом субсидии открытие новой АГНКС может быть экономически эффективным проектом со сроком окупаемости в девять лет. Цена безубыточности, также с учетом субсидии, оценивается в 17 руб/куб. м газа. При этом увеличение численности газомоторного парка позволит повысить объем пролива, что улучшит экономику заправочных станций и сделает подобные проекты еще более привлекательными.
Нерешенность технологических проблем
Серьезным сдерживающим фактором является состояние баллонного парка. Планы пополнения автопарка на ГМТ подразумевают ежегодное вовлечение в оборот для их текущей комплектации не менее 250 тыс. газовых баллонов компримированного природного газа (КПГ). Фактически до последнего времени 90% баллонов КПГ на рынок России завозилось по импорту. Назрела острая необходимость в производстве емкостей хранения, танк-контейнеров, топливных баков, другого оборудования. Нужны срочный завоз в страну технологий, строительство заводов, организация собственного производства современного газобаллонного оборудования.
Также органами государственной власти не решена задача по упрощению процедур внесения изменений в конструкцию транспортного средства при установке газобаллонного оборудования.
По мнению отраслевого сообщества, решение этих проблем можно решить за счет механизмов саморегулирования. Создание саморегулируемых организаций (СРО) в сфере установки и освидетельствования газобаллонного оборудования позволит, с одной стороны, упростить процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства, а с другой – повысит ответственность пунктов по переоборудованию транспорта за счет внедрения компенсационного фонда и мониторинга баллонов на всех этапах их жизненного цикла.
Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос создания единой системы цифрового учета оборота баллонов для сжиженных углеводородных газов (СУГ), компримированного природного газа (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ) в течение всего жизненного цикла от производства до утилизации.
Спрос на сжиженный природный газ
В части СПГ потенциальный спрос на него в сегменте газомоторного топлива к 2035 году оценивается в 5,5 млн т, а основная доля приходится на сферу дальнемагистральных коммерческих перевозок. Также перспективно направление карьерной техники, бункеровки морского и речного транспорта. На внутреннем рынке газомоторное топливо может быть наиболее востребованным в районах, расположенных вдоль основных транспортных магистралей, связывающих производственный Урал и в перспективе Китай с европейской частью страны и далее с сопредельными странами, а также с основными портовыми узлами.
Производство газомоторного топлива и его реализация – самое маржинальное направление для монетизации инвестпроектов, так как СПГ реализуется по свободной цене.
По итогам мероприятия комитет рекомендовал правительству РФ после разработки, рассмотрения и согласования Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года придать официальный статус концепции на уровне акта правительства с приложением «дорожной карты» по ее реализации; рассмотреть вопрос о снижении или освобождении от акцизных сборов природного газа, используемого на внутреннем рынке для производства СПГ, предназначенного для заправки транспорта, бункеровки судов и альтернативной газификации; при формировании бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов рассмотреть возможности дополнительного финансирования на реализацию программ, связанных с переоборудованием автомобильной техники и развитием заправочной инфраструктуры КПГ и СПГ; рассмотреть возможность получения льготного беззалогового кредитования по схеме проектного финансирования, используя ресурсы фондов развития для эффективного привлечения малого и среднего бизнеса по развитию малотоннажного производства СПГ и газозаправочной инфраструктуры, при использовании отечественных технологий и оборудования; рассмотреть возможность установления запрета приобретения за счет бюджетных средств пассажирского транспорта общего пользования, работающего на традиционных видах топлива в субъектах, в которых создана газозаправочная инфраструктура компримированного природного газа.