Сенатор Рон Уайден борется за неприкосновенность религиозных учреждений. Фото с сайта www.senate.gov
Проект налоговой реформы, подготовленный Республиканской партией США и согласованный в Конгрессе 13 декабря с.г., стал не только крупнейшим за несколько десятилетий пересмотром американской практики налогообложения. Его первоначальный вариант отменял поправку Джонсона (введенный в 1954 году по инициативе будущего президента Линдона Джонсона запрет участия в избирательных кампаниях освобожденных от налогов организаций, в том числе религиозных). Тем не менее билль о налогах, голосование по которому состоялось 19 декабря, лишился этого противоречивого пункта в ходе согласования версий. Американская пресса считает сохранение поправки Джонсона локальной победой демократов.
Обсуждение 500-страничного документа в верхней и нижней палатах Конгресса проходило в авральном режиме: от публикации первого черновика до согласования республиканцами финального варианта, который был вынесен на голосование 19 декабря, прошло всего шесть недель. Палата представителей одобрила проект 16 ноября, а 2 декабря билль при перевесе в два голоса был принят Сенатом. Тем не менее версии документа, за которые голосовали верхняя и нижняя палаты Конгресса, существенно отличались друг от друга и требовали согласования. И его религиозная составляющая в ходе согласования претерпела существенные изменения.
Она была представлена разделом № 5201. В оригинальном документе, представленном Палате представителей, он был озаглавлен так: «Церкви, которым разрешено делать заявления, касающиеся политических кампаний, в ходе повседневной религиозной деятельности». Религиозным организациям, гласил он, нельзя отказывать в статусе организованных и эксплуатируемых исключительно ради религиозных целей только из-за содержания проповеди, а оно, в свою очередь, не должно рассматриваться как участие в политической кампании на стороне (или же в оппозиции) кандидата на государственную должность. При этом тот же раздел в документе, одобренном через две недели Сенатом, содержал куда более светские формулировки: Церкви в нем сменились на нейтральные «некоммерческие организации», а упоминания о религиозной деятельности и проповеди остались за бортом. Тем не менее смягчившаяся риторика не вывела вопрос о политической деятельности Церквей из повестки реформы налогообложения, а, напротив, позволила им участвовать в избирательных кампаниях наряду с благотворительными организациями. Изменившиеся в сторону светских формулировки не убедили и критиков реформы. «Эти некоммерческие организации теперь смогут поддерживать кандидатов на государственные должности или выступать против них, не жертвуя своей способностью получать не подлежащие налогообложению средства. Новый язык законопроекта – это идеальное средство для дальнейшей поляризации американского общества по партийным границам», – написал профессор Тринити-колледжа в Коннектикуте Марк Силк в своей колонке на сайте Religionnews.сom. Фактически включение в законопроект религиозных, а затем и некоммерческих организаций могло предоставить кандидатам возможность финансирования избирательных кампаний под видом благотворительности.
В финальный вариант законопроекта, голосование по которому состоялось вчера, спорное положение о религиозных и некоммерческих организациях не вошло. Об этом заявил сенатор-демократ из Орегона Рон Уайден, один из активных противников налоговой реформы. По его словам, данный пункт реформы был заблокирован как не отвечающий правилам Сената, в соответствии с которыми в рассматриваемых налоговых законопроектах не может быть разделов, не касающихся собственно налогообложения.
Поправка Джонсона, отмена которой могла стать прямым следствием налоговой реформы, остается в силе. «Я буду продолжать борьбу со всеми попытками устранить это важнейшее положение, которое сохраняет неприкосновенность наших религиозных учреждений, удерживает политику от потоков темных денег и сохраняет доллары налогоплательщиков от лоббистов», – приводил 14 декабря слова сенатора Уайдена Wall Street Journal. Но республиканцы держат курс на ее отмену и не оставляют попыток свести ее действие на нет. После того как на ежегодном молитвенном завтраке в феврале с.г. президент США Дональд Трамп пообещал религиозным лидерам отменить поправку Джонсона (см. «НГР» от 15.02.17), а в мае – «вернуть Церквам их голоса», партия предприняла ряд серьезных шагов в этом направлении. Так, Меморандум о законодательной защите религиозных свобод, подписанный генеральным прокурором США Джеффом Сешнсом в октябре, существенно расширил политические возможности Церквей (подробнее в «НГР» от 18.10.17).
Ударные темпы рассмотрения проекта налоговой реформы связывают с тем, что в 2018 году Соединенным Штатам предстоят промежуточные выборы в Конгресс – республиканцам требуется, чтобы перед ними избиратели успели оценить ее преимущества. Тем не менее согласование в Конгрессе оставило партию без включенного в проект реформы рычага конфессиональной мобилизации. «Республиканцев поддерживают евангелики, и партия соответственно ориентирована на то, чтобы евангелики помогали им на разных уровнях. Значительная часть республиканского электората – это религиозные люди с юга, – сказал «НГР» ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин, – и для республиканцев их поддержка сейчас очень важна – особенно когда в нескольких штатах голоса колеблются почти поровну. Только что очень драматично проходили дополнительные выборы в Сенат в Алабаме – там голоса почти разделились. С одной стороны, была очень мощная евангелическая мобилизация за консервативного кандидата, с другой – мобилизация афроамериканцев. Победила последняя, учитывая скандальный компромат на консервативного кандидата: в республиканском штате победил демократический кандидат». Таким образом, полагает политолог, именно сейчас такой инструмент был бы критически важен для республиканцев.