Частичку мощей Николая Чудотворца в Россию привозили по согласованию с Католической церковью. Фото с сайта www.mospat.ru |
Конгрегация Римско-католической церкви по прославлению святых опубликовала руководство «Мощи в Церкви: подлинность и хранение» – документ, регулирующий основные аспекты отношения Святого престола к почитанию мощей святых. Новые правила устанавливают: прежде чем умерший может быть причислен к лику блаженных, необходимо убедиться в том, что возможные конфликты с наследниками и гражданскими властями исчерпаны.
«Традиционно мощами считаются тела блаженных и святых, существенные части тел или полный объем пепла их кремированных останков. Мощи должны храниться в специальных запечатанных урнах и помещаться в места, в которых будут обеспечены их безопасность, уважение к святыне и почитание. Небольшие фрагменты тел блаженных и святых или даже объекты, которые находились в непосредственном контакте с ними, считаются несущественными реликвиями. Их должно хранить в религиозном духе, избегая возникновения суеверий или превращения их в товар», – гласит введение к документу.
Второй пункт руководства гласит, что перед беатификацией (причислением к лику блаженных. – «НГР») епископ обязан обратиться к наследнику кандидата в блаженные с просьбой пожертвовать его останки Церкви через признанные гражданскими и церковными властями процедуры. Согласие наследника и гражданских властей необходимо при проведении любых манипуляций с мощами. При получении согласия патриарха и Синода допускается передача Римской церкви мощей, икон и других реликвий православных Церквей. Не допускается, согласно 24 пункту документа, расчленение тела святого – если на это епископом не было получено разрешения Конгрегации. Строго запрещены продажа мощей и выставление их на всеобщее обозрение в светских учреждениях. Конгрегация предписывает епархиям избегать публичности во время процедуры подтверждения подлинности мощей, а также следить за тем, чтобы их почитание не плодило суеверий. Так, руководство запрещает погребение святых и блаженных под алтарями, изображение их с нимбами и приношение обетных даров (предметов, приносимых в дар святым ради исполнения каких-либо желаний или в благодарность) к могилам или изображениям святых. Наконец, передача мощей из одного прихода в другой должна сопровождаться уведомлением Конгрегации о новом месте их хранения; в случае если передача производится между епархиями, к нему необходимо приложить письменное согласие принимающего епископа.
Юридические вопросы, связанные с мощами, в прошлом уже становились проблемой для Римской церкви. Последним примером этого стал судебный процесс против Джоан Шин Каннингэм, племянницы американского архиепископа Фултона Шина, который в данный момент рассматривается Апелляционным судом США. Знаменитый телепроповедник был захоронен в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке, рядом с нью-йоркскими архиепископами. Племянница Шина считает, что его прах должен быть возвращен в Пеорию, где начались его служение. В 2016 году суд низшей инстанции встал на сторону истицы, однако архиепархия Нью-Йорка обжаловала его решение. Римская церковь сталкивалась и с продажей мощей – в том числе поддельных – на онлайн-аукционах. Кроме того, осенью с.г. во время реставрации церкви Святой Марии в римском районе Трастевере были найдены фрагменты костей, которые могут принадлежать апостолу Петру, – а инструкция Конгрегации по прославлению святых затрагивает вопрос того, что может считаться мощами.
О тяжбе по поводу останков архиепископа Шина упомянул и представитель Конгрегации по прославлению святых монсиньор Роберт Сарно, представивший документ журналистам в Ватикане. Он отметил, что всех трудностей, которые могут возникнуть при прославлении святых Церковью, предусмотреть невозможно. Священнослужитель также сказал, что неизвестно, можно ли было избежать данного судебного процесса. «Вопреки распространенному в Риме мнению, на местах прославление святых – для многих совершенно новая и малоизвестная процедура», – сказал он журналистам.
Связанные с почитанием мощей конфликты не являются редкостью и в России. Так, в 2007 году на интернет-аукционе «Антиквариат.ру» на продажу были выставлены череп и плечевая кость православного святого (сайт Московской патриархии предположил, что они принадлежат святому Филиппу), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 1920-е годы. Патриарх Алексий II тогда поручил Санкт-Петербургской епархии «проверить и не допускать кощунственную продажу святыни», а сами продавцы были задержаны. Уголовное дело по данному случаю не возбуждалось, однако сам факт продажи черепа святого с молотка возмутил верующих. Судебное разбирательство в отношении мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, хранящихся в принадлежащем Российской православной автономной церкви (РПАЦ) храме в Суздале, закончилось в 2015 году решением об их передаче Росимуществу – и потасовкой прихожан, не желающих отдавать святыни, с судебными приставами. Наконец, заявления на конференции в Сретенском монастыре 27 ноября с.г., сделанные епископом Егорьевским Тихоном Шевкуновым и представителем Следственного комитета РФ Мариной Молодцовой, продемонстрировали, что вопросы признания подлинности мощей царственных страстотерпцев легко могут обернуться межрелигиозным конфликтом (см. подробности в «НГР» от 29.11.17). Нетрудно заметить, что руководство Конгрегации по прославлению святых в основном затрагивает темы, ставшие для российского православия наиболее конфликтными и болезненными. Не исключено, что к его составлению Святой престол подтолкнул не только собственный, но и российский опыт.