2
10290
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

04.08.2020 16:12:00

РПЦ обвиняют в пренебрежении осетинскими традициями

Епархия уничтожила храмовую роспись в кафедральном соборе Владикавказа

Тэги: северная осетия, алания, владикавказ, рпц, традиция, культура, православие, фрески, храм, скандал, епархия, леонид калинин, леонид горбачев


северная осетия, алания, владикавказ, рпц, традиция, культура, православие, фрески, храм, скандал, епархия, леонид калинин, леонид горбачев Труд художников мастерской Марзоева оказался напрасным. Фото со страницы Самсона Марзоева в Facebook

В Северной Осетии набирает обороты скандал между Владикавказской и Аланской епархией РПЦ и иконописцем Самсоном Марзоевым. В ходе подготовки к празднованию 1100-летия крещения Алании, которое будет отмечаться в 2022 году, в кафедральном соборе Владикавказа, храме великомученика Георгия Победоносца были полностью уничтожены фрески, которыми ранее украсил собор Самсон Марзоев. В епархии утверждают, что это был необходимый шаг, поскольку здание нуждается в капитальной реставрации, однако художник уверен: не было необходимости сбивать роспись, выполненную в традициях осетинского церковного искусства, а утрата его фресок «напоминает торжественные похороны православия в регионе».

Расписывать собор Марзоев был приглашен в 2015 году, но уже спустя год, когда епархию возглавил архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев), работы были приостановлены. «Вследствие того, что строительство храма продолжалось в общей сложности девять лет (1996–2005 годы) с большими перерывами и нарушением технологических условий строительства, был допущен ряд ошибок и просчетов. Прежде всего они коснулись системы вентиляции, устройства отопления и утепления кровли здания, – поясняется в комментарии на официальном сайте епархии. – По мнению привлеченных специалистов, для исправления ошибок необходим комплекс работ, включающий в себя прежде всего демонтаж существующего штукатурного слоя и полную перештукатурку поверхности практически всех стен собора».

В середине июля все фрески Марзоева были полностью уничтожены и остались лишь на фотографиях, которые успел сделать автор. Тогда же стало известно, что при одобрении Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ расписывать стены будет уже не Марзоев, а группа московских художников под руководством Дениса Иванникова. Многие сочли это посягательством РПЦ не только на аланскую школу христианской живописи, но и вообще на национальное православие в регионе.

В РПЦ с этими обвинениями не согласны. «Роспись Самсона Марзоева была очень ценной, и изначально мы планировали ее интегрировать в новый проект собора, – пояснил «НГР» председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин. – Бригада Иванникова появилась только потому, что сам Самсон Марзоев три года вопреки просьбам архиерея выполнить проект росписи этого не делал. И получилось так, что он практически ее бросил и храм остался до конца не расписанным. А поскольку грядет 1100-летие крещения Алании, идея отметить которое принадлежит самому Самсону, то выглядело это очень странным. Несмотря на все усилия, которые неоднократно предпринимал владыка Леонид, Самсон Марзоев не реагировал, и потому было решено искать другую бригаду. Но, учитывая, что этот храм как бы воссоздает разрушенный собор, некогда построенный в стиле классицизма, мы очень хотели сохранить роспись Самсона в левом приделе и дополнить ее правым приделом с изображением Божьей Матери Иверской, которая особо чтима в Алании. Никто не хотел сбивать эту роспись просто так. Напротив, мы хотели соединить творческие усилия Самсона и московской бригады. И получилось бы соединение традиционного русского стиля XIX века, в котором был когда-то построен этот храм, с удивительно красивой аланской традицией росписи, в которой работает Самсон».

Леонид Калинин подтвердил, что здание нуждалось в капитальном ремонте. «У нас существует подробная видеозапись. Когда наши специалисты поднялись на строительные леса, то увидели, что роспись Самсона была выполнена на гипсовой штукатурке, которая в ряде мест разваливалась. К празднованию юбилея ее нельзя было оставлять в таком состоянии, надо было что-то делать: либо реставрировать, либо сбить и переписать заново. И это мог сделать сам Самсон, ему это предлагали. Но Самсон отказался и довел ситуацию до абсурда. В него словно бес вселился. И то, что этот удивительный проект не состоялся, – это только вина Самсона, – заметил Калинин. – Самсон хочет, чтобы сняли архиерея и он бы расписал весь собор так, как считает нужным, ни с кем не советуясь. Тут просматривается и материальная выгода: роспись стоит около 20–30 млн».

Сам Самсон Марзоев заявил «НГР», что у него «нет желания, чтобы из-за этой ситуации пострадал архиерей». Однако он уверен, что «никаких технических предпосылок сбивать роспись не было» и все это – лишь «непрофессиональные действия» со стороны руководства епархии. «В течение последних четырех лет собор должным образом не ремонтировался и за ним совершенно никак не следили. Но я же писал непосредственно на стене. Я ее видел, мы ее готовили к росписи. Поэтому никаких предпосылок, чтобы сбивать роспись, не было. Мы тысячи раз задавали вопросы, для чего нужно было ее уничтожать, ведь средств на ремонт храма и так не хватало. Но нас не слышали и не слушали. Мне кажется, что у архиепископа просто нет должного представления в области национального искусства и он не видит в нем особой ценности. А оно – важная составляющая миссионерства. Ведь в национальном православном искусстве есть своя специфика, есть традиции, есть преемственность, связанная и с аланской епархией, и с крещением алан. И эта роспись безусловно имела уникальный национальный колорит», – подчеркнул художник.

Он считает, что неправильная миссионерская политика со стороны епархии и ее главы привела к тому, что православное сообщество Северной Осетии оказалось сегодня разделено. «Во Владикавказе и Осетии в целом раньше такого не было. Это усугубилось лишь в последнее время. Не буду говорить за всю церковь, но к нам был отправлен человек, который должен был разбираться в наших национальных особенностях, должен был вникнуть в них. Мы – единственный православный народ на Северном Кавказе, и привести к тому, чтобы этот народ потерял свою христианскую идентичность, – это большая ошибка руководства епархии. А именно такая опасность сегодня очень велика. И вопрос с росписью меня больше всего интересует именно в этом ключе. Никаких предпосылок к этому не было, делалось все под очень сомнительными обоснованиями. У нас есть полноценная национальная культура, в том числе и духовная». «Необходимо было наладить контакт через изучение нашей культуры и традиций, через диалог. К сожалению, со стороны руководства епархии этого сделано не было», – заключил Самсон Марзоев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Самсон 12:18 05.08.2020

Не знаю по какой причине, чиновник и священник такого уровня, распространяет откровенную ложь обо мне. Еще в 2016 году епископ Леонид, взойдя на Владикавказскую кафедру, остановил процесс росписей собора св. Георгия во Владикавказе. Последующие 4 года никаких работ по подготовке собора к празднованию 1100-летия не проводилось, в том числе, все мои предложения по продолжению росписи были отвергнуты. Наша просьба к архиепископу Леониду состояла в том, чтобы сохранить имеющуюся роспись и не более.

Самсон 12:30 05.08.2020

Вся ситуация подробно описана и обсуждается специалистами и небезразличными людьми, на моей странице в FB. Самсон Марзоев(Samson Marzoev)



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Милена Фаустова

Святой престол скрытно начал процесс признания киевских автокефалистов

0
5445
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2650
Ценности православия под защитой шариата

Ценности православия под защитой шариата

Милена Фаустова

В Объединенных Арабских Эмиратах обсудили духовные запросы мирового большинства

0
2397
Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Анастасия Коскелло

Происходит ли церковная «реабилитация» императора Александра I

0
3625

Другие новости