Фото пресс-службы Московской патриархии
В Москве завершил свою работу Архиерейский собор Русской православной церкви. Впервые в истории современной России его посетил глава государства – президент России Владимир Путин. Сегодня состоится его встреча с главами делегаций поместных православных Церквей. Президент, поздравив иерархов со столетием восстановления патриаршества, отметил авторитет РПЦ в мире и ее значительную роль в «консолидации общества, сбережении межнационального мира и согласия и развитии конструктивного диалога с государством по важнейшим вопросам жизни страны». Принятые епископами документы означают существенные реформы в системе церковного управления.
Самой неожиданной новостью, связанной с Собором, стало обращение бывшего митрополита Киевского, а ныне – патриарха Киевского и всея Руси–Украины Филарета (Денисенко) к патриарху Кириллу и Архиерейскому собору. В письме он призвал Москву «вменить яко не бывшие все решения, в том числе о прещениях и отлучениях», препятствующие молитвенному единству христиан, и попросил прощения «во всем, чем согрешил словом, делом и всеми чувствами». Письмо было истолковано как просьба о возвращении под омофор патриарха Московского, что его автор категорически отверг. «Повторяю еще раз – этого не будет!» – сказал Филарет на специально созванной пресс-конференции. Собор «с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола, – гласит принятое 2 декабря определение Собора. – Отказ от насилия и захвата храмов, отказ от взаимных обвинений и упреков, взаимное прощение друг другу старых обид – вот те целебные средства самопожертвования и любви о Христе, которыми только и может быть восстановлено единство канонической Церкви на Украине». Для переговоров с Киевским патриархатом была создана комиссия под председательством митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), главы Отдела внешних церковных связей.
Развитие диалога с патриархом Филаретом совпало с тем, что Собор значительно расширил автономию Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП): ее самостоятельности отныне будет посвящена отдельная глава церковного устава. Центром управления Украинской церкви станет Киев. На территорию Украины перестанет распространяться юрисдикция Общецерковного суда: он будет действовать «в пределах Русской православной церкви, за исключением Украинской православной церкви», которая получит собственную церковно-правовую инстанцию. Напомним, что канонической территорией УПЦ МП остаются и три епархии Крыма. Из раздела об избрании украинских архиереев исчезло упоминание о том, что они должны быть утверждены патриархом Московским и Синодом РПЦ. Предстоятель УПЦ МП после избрания епископами отныне не утверждается патриархом Московским, а лишь «благословляется» им. Обязательными для УПЦ фактически остаются только решения Поместного и Архиерейского соборов, проходящих при участии ее иерархов: постановления Синода РПЦ на ее территории действуют «с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления».
Архиерейский собор в Москве посетили главы и представители почти всех поместных Церквей: в президиуме торжественного заседания, завершившего его, не было только представителей Элладской церкви. Таким образом, состав участвовавших в нем делегаций оказался шире, чем делегатов Всеправославного собора 2016 года на Крите. Там отказались участвовать четыре из 14 поместных Церквей, по этой причине Синод РПЦ отказался признать его всеправославным. Постановление Архиерейского собора закрепило это решение.
Вопросы брака были одними из самых обсуждаемых в ходе Собора, подчеркнул на пресс-конференции 2 декабря епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев). Принятый на Архиерейском соборе документ о его канонических аспектах установил перечень причин, по которым венчание может быть признано утратившим каноническую силу. Таковыми среди прочих стали измена, заболевание одного из супругов, которое может нанести другому непоправимый вред, алкоголизм и наркомания, которые супруг отказывается лечить. Венчание также утрачивает каноническую силу в случае трехлетнего безвестного отсутствия одного из супругов, годового «злонамеренного» отсутствия, совершения аборта или принуждения к нему или посягательства на жизнь и здоровье семьи и детей. Таким образом, Церковь не признавала и не признает разводов, но признанный епархиальным архиереем невиновным в расторжении брака супруг получит право второго и третьего венчания. При этом, однако, будут учитываться не только венчанные, но и зарегистрированные государством браки.