Владимир Сергиенко вспоминает Губанова.
Фото из архива "Булгаковского дома"
«А писал стихи так легко, Словно в речке коня купал!..» – признался когда-то Леонид Губанов, не сомневаясь, что придет время для его стихов... Счастье вспомнить поэта и его стихи выпало всем, кто пришел в литературный салон «Булгаковского дома», где состоялся вечер, посвященный 65-летию со дня рождения Леонида Губанова (1946–1983). И не так важно, что вечер состоялся не летом, когда родился поэт, – важно, что он состоялся. Губанова, по словам ведущего вечера Андрея Коровина, по-прежнему надо вводить в русскую литературу, потому что он до сих пор не признан официальными литгенералами и не допущен в придуманную ими иерархию литклассиков. Кстати, это уже второй вечер поэзии Леонида Губанова в «Булгаковском доме», предыдущий проходил аж в 2007 году.
В нынешнем вечере участвовали друзья, современники, исследователи и почитатели поэта Андрей Анпилов, Владимир Бережков, Александр Кузнецов, Слава Лён, Вилли Мельников, Анна Саед-Шах, Владимир Сергиенко, Елена Фролова и┘ сам Леонид Губанов. А как же иначе, если первые стихи со сцены прочитал живой голос Леонида, пристально глядящего в зал? Конечно, это была запись, а смотрел он с выразительной черно-белой фотографии, но это не повлияло на мощь и полноту ощущения личного присутствия поэта.
Губанов, по воспоминаниям его друзей и современников, обладал невероятной энергетикой, которой заряжал всех окружающих. За ним готовы были идти на поэтический вечер, в «СМОГ», на площадь. Его уникальность и неподдельность, его талант и искренность напугали тогдашних литературных генералов, как пугают и нынешних. Присутствие Губанова в литературе если не отменяет, то уж точно изменяет установившиеся чины и звания. В 60-е Губанов был, пожалуй, главным соперником Иосифа Бродского в соискании титула первого поэта. И если Бродскому удалось уехать, спастись, стать нобелевским лауреатом, то Губанова затаскали по КГБ и психушкам, закололи психотропными веществами, ломали, но не сломали. Но эта травля, к сожалению, не могла не сказаться на его безудержном и безграничном таланте и здоровье. Его, конечно, убили. Косвенно, как умели в советской стране при оттепельных режимах.
Но основным содержанием вечера стали не биографические детали, а, конечно же, стихи. Стихотворения Леонида Губанова потрясающе звучат со сцены. Его неповторимый художественный язык, его поэтическая манера, опираясь на звучные ямбы, строить цепочки богатых, порой сюрреалистических образов, распахивая все фонетические, синтаксические, метафорические глубины русского языка, приводят к тому, что у слушателя настраивается поэтическое зрение и слух. Особенно это качество поэзии Леонида Губанова проявляется в песнях, которых на его стихи написано множество – Петром Старчиком, Виктором Поповым, Александром Щербиной и др. А на этом вечере с песнями на стихи поэта выступили его друг Владимир Бережков и певица Елена Фролова, выпустившая в 2008 году альбом песен на стихи Леонида Губанова «Лестница любви».
Губанов сам предсказал свою смерть, как бывает с великими поэтами. Он умер в самом расцвете, в 37 лет. За свою краткую жизнь он написал более 550 стихотворений и 14 поэм. Три изданные книги Леонида Губанова давно стали библиографической редкостью. Жена поэта Ирина Губанова собирает новую книгу, в которой Леонид будет представлен и как оригинальный художник. Книга должна увидеть свет в 2012 году. Но в архиве поэта по-прежнему много неопубликованных материалов, которые ждут своих исследователей и издателей. И самое главное – благодарных читателей.