Рассказывая о себе, Станислав Айдинян погрузил слушателей в потайные слои старой русской культуры. Фото Левона Осепяна |
Прошлый год остался памятен многим как Цветаевский, и в связи с этим литературный клуб «Некрасовские пятницы» организовал бенефис литературоведа, искусствоведа, поэта Станислава Айдиняна, который долгое время выполнял функции секретаря Анастасии Цветаевой.
Ход его жизни во многом определился его плотным, доверительным общением со свидетелями культурного ренессанса первых десятилетий прошлого века, например, с Ниной Бруни-Бальмонт, дочерью Константина Бальмонта. Судьба удостоила Айдиняна девяти лет дружбы-сотрудничества с Анастасией Цветаевой в качестве ее секретаря и редактора. Сопровождаемый фотослайдами живой рассказ о ней, ее старшей сестре, их отце Иване Цветаеве стал зачином вечера. Повествование об Анастасии Ивановне естественно коснулось ее друга, поэта, мыслителя Бориса Зубакина и сложившегося вокруг него так называемого ордена розенкрейцеров (де-факто – кружка носителей уникальных знаний и способностей вроде Константина Сараджева, обладавшего даром яснослышания). За свою неординарность все русские розенкрейцеры расплатились кто головой, как расстрелянный Зубакин, кто свободой, как репрессированная Анастасия Цветаева.
Не менее вдохновенно Айдинян вспоминал о своих годах учебы, творческих поисков в Одессе и Ереване, о собственных предках – деде Мкртыче, певшем в хоре легендарного Комитаса, и отце Артуре, народном артисте Армении, чьи сольные партии хвалили Иван Козловский и Леонид Собинов и с кем приятельствовали Арам Хачатурян и Дмитрий Налбандян. Зал услышал и даже увидел благодаря черно-белой хронике концертные выступления Артура Айдиняна, юношей переехавшего в СССР из Греции. Литератор Станислав Айдинян и сам не обделен богатством незабываемых встреч с Беллой Ахмадулиной, Борисом Ефимовым, Евгением Рейном, Юрием Мамлеевым, Арменом Джигарханяном.
Часть вечера Айдинян посвятил представлению своих книг стихов, эссе, новелл и созданной им летописи трудов и дней Анастасии Цветаевой. Под конец читал свою лирику, в том числе «Кто вечерней росой омоет…», «Крот из норы не хочет взгляда в небо…», «Старик у окоема». Вдогонку феерическим монологам Айдиняна постоянный ведущий клуба, поэт Сергей Нещеретов сравнил его с «губкой, которую нельзя выжать до последней капли».
На вечере выступили писатель и издатель Левон Осепян, поэт Герман Гецевич, певец Вадим Козин (тезка и родственник тенора-долгожителя).
комментарии(0)