Михаил Сеславинский демонстрирует разные варианты издания пушкинского «Графа Нулина» с раскраской художника Николая Кузьмина (1959). Фото Андрея Багрянцева
Особые и именные экземпляры – одна из самых популярных тем среди собирателей книг. Именно ей было посвящено очередное, 91-е по счету, заседание клуба «Библиофильский улей», на которое собрались библиофилы из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла и Саратова. И каждому из них было о чем рассказать собравшимся. Ведь в каждом экземпляре, как в капле воды, отразилась судьба не только книги, но и жизни библиофила.
Первым слово взял орловский библиофил Владимир Лаврушин, поведавший об особых экземплярах XVIII–ХIХ веков из своей библиотеки. С особым наслаждением члены клуба рассматривали большеформатное издание «Евгения Онегина» с рисунками Павла Соколова, изданное Владимиром Готье в 1892 году.
Вслед за ним выступил знаток и собиратель старопечатных книг Роман Лизогубов, рассказавший об имеющемся у него особом именном экземпляре «Стихотворений» Афанасия Фета («Аквилон», 1922) с раскрашенным титульным листом, фронтисписом и двумя иллюстрациями и несколькими нераскрашенными, среди которых – «Купальщица». Председатель Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский посоветовал раскрасить и ее. Владелец экземпляра не растерялся и пообещал принести на следующее заседание уже раскрашенный экземпляр.
После этого Сеславинский представил сюиту именных и особенных экземпляров из своего собрания, среди которых два именных экземпляра трех рассказов Анри де Ренье «Сыновья герцога де Невр». Один принадлежал художнику Мстиславу Добужинскому. В него вложены два рисунка Дмитрия Бушена. И раскрашенный экземпляр мемуаристки и поэтессы Анны Элькан, державшей дома в Париже литературный салон, где читали свои доклады и стихи Георгий Иванов, Георгий Адамович, Юрий Терапиано, Ирина Одоевцева.
Но особый интерес у библиофилов вызвали два экземпляра поэмы Александра Блока «Двенадцать» (1918) с иллюстрациями Юрия Анненкова. Первый, с раскрашенными иллюстрациями, ранее принадлежал издателю, одному из организаторов большевистского издательства «Утро» – Иосифу Белопольскому. А второй, с дарственной надписью Александра Блока, – актрисе и певице Любови Дельмас: «Любови Александровне Дельмас от ея неизменного поклонника. Если бы Вы и не сочувствовали этой книге, я все-таки хотел бы подарить Вам и ее, потому что Вы – артистка милостью Божией – и, служа Новому Миру Вашим искусством, сжигаете старый мир Вашим огнем. Александр Блок. Январь 1919 года. Петербург».
Нельзя не упомянуть и еще одну абсолютную редкость, вызвавшую неподдельный интерес у библиофилов, – альбом автолитографий «Павловский парк» Владимира Конашевича. На сегодняшний день известно лишь о 10–12 сохранившихся в нашей стране экземплярах.
комментарии(0)