Наследие вятских мастеров. Обложка книги Алексея Деньшина «Вятская глиняная игрушка в рисунках». 1917 |
Открыл его председатель НСБ Михаил Сеславинский, продемонстрировавший собравшимся редкую книгу Алексея Ивановича Деньшина (1893–1948) «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), вышедшую тиражом 300 экземпляров за счет средств автора. В ней описаны и воспроизведены образцы дымковской игрушки из коллекции Деньшина и других частных собраний. Отличительной особенностью экземпляра Сеславинского являются приложенные к нему письмо и отдельные рисунки мастера, происходящие из собрания художницы Татьяны Мавриной.
Имя Алексея Ивановича, к сожалению, сегодня оказалось почти забыто, однако во многом благодаря его заслугам в деле сохранения, развития и пропаганды промысел дымковской игрушки сумел дожить до наших дней. Так в 1911, 1919, 1926 годах он выпустил литографским способом три альбома – «Вятская старинная глиняная игрушка в рисунках», «Куклы нарядные», «Вятская глиняная игрушка», причем рисовал, отмывал, литографировал и раскрашивал ручным способом сам. Эти альбомы сохранили для нас изображения ушедших хрупких глиняных игрушек старейших мастеров. Деньшин приехал в Москву в 1913 году, учился в училище живописи, ваяния и зодчества, одновременно посещал пейзажный класс Аполлинария Васнецова. В 1919 году поступил во ВХУТЕМАС, в мастерскую Ильи Машкова, тогда же учился на вечерних курсах полиграфической печати у Сергея Глаголя. Но вся его жизнь была посвящена изучению истории Вятского края, сохранению и пропаганде его культурного наследия.
Председатель НСБ посетовал на то, что на топографической карте города до сих пор не найдено место этому патриоту Вятского края, хотя бросаются в глаза, скажем, улица Четвертой Пятилетки, целых три Газетных переулка и прочие реалии советской эпохи.
Собиратель поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин рассказал о книге «Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач» (1790). Издание предваряет статья Николая Львова (1751–1803) «О русском народном пении», в которой автор анализирует его истоки, связывая их с греческими песнями.
Коллекционер детских книг 20–50-х годов ХХ века Сергей Смирнов представил две книги – «Мансийские сказки» (1938) с рисунками Эдуарда Криммера и «Сибирские сказки» (1923) Константина Дубровского с рисунками Михаила Яковлева. Однако наибольший интерес у библиофилов вызвали «Частушки» (1927), собранные прозаиком и поэтом Родионом Акульшиным (1896–1988). Среди них есть и такие: «С неба звездочка упала/ У реки на самый низ./ У меня – красноармеец,/ У подружки – коммунист». Или такая: «Не ходи меня, милой,/ Провожать до леса – Беспартийного любить/ Мало интереса».
Выступивший в завершение заседания краевед и один из учредителей Общества изучения русской усадьбы Гарольд Злочевский рассказал о жизни и творчестве забытого сегодня писателя и художника Юрия Арбата (1905–1970). Основной темой его книг было прошлое и настоящее народного искусства российских регионов. Злочевский продемонстрировал несколько его книг, среди которых «Фарфоровый городок» (1957), «Шесть золотых гнезд» (1961), «Красота вокруг нас» (1962), «Добрым людям на загляденье» (1963), «Русская народная роспись по дереву» (1970) и «Светлый Север» (1970), дающих полное представление о палитре народного искусства и промыслов в России.
комментарии(0)