0
1756
Газета Факты, события Интернет-версия

07.12.2022 20:30:00

Муза Гумилева и Мандельштама

Библиофилы и деятели искусств объяснились в любви к забытой художнице

Тэги: выставки, библиофилы, николай гумилев, осип мандельштам, михаил кузмин, графика, пейзаж, девушки, дети, экзотика


выставки, библиофилы, николай гумилев, осип мандельштам, михаил кузмин, графика, пейзаж, девушки, дети, экзотика Михаил Сеславинский, Константин Эрнст и владелец галереи «Наши художники» Наталья Курникова на вернисаже выставки. Фото Андрея Багрянского

В конце ноября состоялось выездное заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ). Книголюбы посетили в «Галеев Галерее» вернисаж выставки «Психея Северной Пальмиры», приуроченной к предстоящему 125-летию со дня рождения Ольги Гильдебрандт-Арбениной (1897–1980). Это первая столь масштабная выставка, посвященная ее творчеству.

На ее открытии инициатор создания экспозиции и поклонник Ольги Николаевны, председатель НСБ Михаил Сеславинский отметил, что она – важный символ искусства графики не только с художественной точки зрения, но через ее фигуру и творчество мы имеем возможность максимально приблизиться ко времени и культуре Серебряного века.

Выступивший вслед за ним галерист и искусствовед Ильдар Галеев заметил, что Гильдебрандт-Арбенина олицетворяет собой движение времени, нить которого протянута вплоть до сегодняшнего дня, а выставка позволяет нам стать свидетелями того, как жили, творили, преодолевали сложности и выходили победителями люди, жившие в ту эпоху.

До недавнего времени Ольга Николаевна была известна в первую очередь как муза и возлюбленная Николая Гумилева и Осипа Мандельштама, как адресат стихотворных посвящений поэтов не только Серебряного века, но и 1920–1930-х годов.

Гильдебрандт начала рисовать под влиянием гражданского мужа – писателя и художника Юрия Юркуна (1895–1938), чьи работы также представлены на выставке, но не считала рисование своей профессией, хотя ее рисунки высоко оценивались такими известными искусствоведами и художниками, как Абрам Эфрос, Владимир Лебедев, Дмитрий Митрохин и Мстислав Добужинский. В них, акварелях и дощечках, изображающих девочек во время игр и прогулок в парке, в лесу или в детской, Ольга Николаевна смогла создать удивительный и изысканно неповторимый «детски-девический» мир. Как однажды она записала в дневнике: «Мои картины – это я в детстве, в раннем детстве». Не меньшее значение имели для нее и пейзажи, поэтически эмоциональные и мечтательные, связанные тонкими нитями со стихотворениями Николая Гумилева, Михаила Кузмина, Бенедикта Лившица, Эриха Голлербаха, Владимира Эльснера. Их основные сюжеты – это воздушные образы девушек, виды моря и реки, лес, тропинки в лесу, город, экзотические пейзажи (негритянские хижины, тропические леса, пальмы).

На выставке представлено около 100 работ Гильдебрандт-Арбениной, впервые столь полно представляющих ее творческое наследие, а также редкие каталоги, афиши, книги, фотографии, письма и рукописи, позволяющие в полной мере почувствовать неуловимое очарование «Психеи Северной Пальмиры».

Среди участников вернисажа можно было заметить члена НСБ, генерального директора Первого канала Константина Эрнста, руководителя телеканала «Культура» Сергея Шумакова, директора Государственного музея А.С. Пушкина Евгения Богатырева, историков искусства и литературы Александра Парниса, Алексея Савинова, Андрея Сарабьянова.

В следующем году планируется выпустить большой альбом-каталог, посвященный Ольге Николаевне, куда войдут не только ее рисунки и акварели, но и впервые будут опубликованы ее неизданные письма и воспоминания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
3436
Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
3107
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
4116
Современность из архива

Современность из архива

Дарья Курдюкова

Винзавод вспоминает свою историю, концентрируясь на новых направлениях работы

0
4573

Другие новости