Валерий Байдин провел виртуальную экскурсию по страницам символистского журнала «Весы».
Фото автора
Дебют прозаика Валерия Байдина в клубе «Некрасовские пятницы» был в декабре 2024-го. Меньше чем через год писатель, культуролог, историк, философ вернулся в Библиотеку имени Добролюбова, чтобы представить свежие книги «Пространства русской культуры: архетипы и символы», «Журнал «Весы» и русский символизм». Ведущий Сергей Нещеретов призвал не считать все работы Байдина «сделанным делом», видя в них «очень длинное, многолетнее высказывание, которое выходит на новые уровни и фиксируется на определенном временнóм отрезке».
«Пространства русской культуры» – книга многотемная, подчеркивающая преемственность в эволюции культурных форм. Интересы автора тянутся от древнерусской космологии к космизму XX века в лице прежде всего Александра Чижевского, к авангарду Малевича, Хлебникова, Маяковского, к поэтике абсурда Александра Введенского. Модернисты, одни из главных героев книги, стремились к раскрытию сверхспособностей. Постмодернисты пошли дальше, атакуя мораль, каноны и традиции. Финал книги сведен к вопросу: есть ли выход из постмодернистского тупика?
Детальное исследование Байдина о журнале «Весы» – памятнике Серебряного века – привлекает своей основательностью. Журнал старших и младших символистов, «русских европейцев», увлеченных новейшим искусством, финансировал меценат, переводчик-полиглот Сергей Поляков. Редакция размещалась в московском отеле «Метрополь», костяк авторов составляли Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый. «Весы» широко печатали писателей Запада, делали выставки западного искусства. Журнальные подписчики были в России и за границей. Сильной стороной издания считались иллюстрации, преимущественно графика, художественной частью в «Весах» ведал Николай Феофилактов. Прокламируемые журналом чистое искусство, мистицизм, полная свобода художника диссонировали с развитием политической ситуации и настроениями общества, влекли острую полемику. В 1909-м «Весы» закрылись, прочно войдя в историю.
Рецензент байдинской книги о символистах, поэт, критик, автор «НГ-EL» Александр Карпенко увидел в перипетиях вокруг «Весов» сходство с современной литературной ситуацией, отметил заслуги Брюсова в консолидации творческих сил и новаторском обновлении тогдашней словесности.
Для наглядного знакомства с внешним обликом «Весов» Байдин предложил подборку слайдов с комментариями, где звучали имена Константина Сомова, Александра Якимченко, Сергея Судейкина, Виктора Борисова-Мусатова, Николая Милиоти.
Продолжением рассказа стала реплика искусствоведа, писателя Станислава Айдиняна о глобальной задаче «Весов» – противостоять материализму и атеизму эпохи, о боевом задоре журнала, его тяге к эпатажу.
Особый колорит вечеру придала выставка двух художников, организованная по мотивам Серебряного века: графические портреты поэтов Валерия Сергутина и самодельные книги Александра Лаврухина со стихами Хлебникова и Василия Каменского.

Комментировать
комментарии(0)
Комментировать