0
71
Газета Факты, события Интернет-версия

03.12.2025 20:30:00

Есть ли выход из постмодернистского тупика

Валерий Байдин поставил «Некрасовские пятницы» на «Весы»

Тэги: поэзия, серебренный век, маяковский, велимир хлебников, бальмонт, валерий брюсов, андрей белый, иллюстрации, постмодернизм, символизм


поэзия, серебренный век, маяковский, велимир хлебников, бальмонт, валерий брюсов, андрей белый, иллюстрации, постмодернизм, символизм Валерий Байдин провел виртуальную экскурсию по страницам символистского журнала «Весы». Фото автора

Дебют прозаика Валерия Байдина в клубе «Некрасовские пятницы» был в декабре 2024-го. Меньше чем через год писатель, культуролог, историк, философ вернулся в Библиотеку имени Добролюбова, чтобы представить свежие книги «Пространства русской культуры: архетипы и символы», «Журнал «Весы» и русский символизм». Ведущий Сергей Нещеретов призвал не считать все работы Байдина «сделанным делом», видя в них «очень длинное, многолетнее высказывание, которое выходит на новые уровни и фиксируется на определенном временнóм отрезке».

«Пространства русской культуры» – книга многотемная, подчеркивающая преемственность в эволюции культурных форм. Интересы автора тянутся от древнерусской космологии к космизму XX века в лице прежде всего Александра Чижевского, к авангарду Малевича, Хлебникова, Маяковского, к поэтике абсурда Александра Введенского. Модернисты, одни из главных героев книги, стремились к раскрытию сверхспособностей. Постмодернисты пошли дальше, атакуя мораль, каноны и традиции. Финал книги сведен к вопросу: есть ли выход из постмодернистского тупика?

Детальное исследование Байдина о журнале «Весы» – памятнике Серебряного века – привлекает своей основательностью. Журнал старших и младших символистов, «русских европейцев», увлеченных новейшим искусством, финансировал меценат, переводчик-полиглот Сергей Поляков. Редакция размещалась в московском отеле «Метрополь», костяк авторов составляли Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый. «Весы» широко печатали писателей Запада, делали выставки западного искусства. Журнальные подписчики были в России и за границей. Сильной стороной издания считались иллюстрации, преимущественно графика, художественной частью в «Весах» ведал Николай Феофилактов. Прокламируемые журналом чистое искусство, мистицизм, полная свобода художника диссонировали с развитием политической ситуации и настроениями общества, влекли острую полемику. В 1909-м «Весы» закрылись, прочно войдя в историю.

Рецензент байдинской книги о символистах, поэт, критик, автор «НГ-EL» Александр Карпенко увидел в перипетиях вокруг «Весов» сходство с современной литературной ситуацией, отметил заслуги Брюсова в консолидации творческих сил и новаторском обновлении тогдашней словесности.

Для наглядного знакомства с внешним обликом «Весов» Байдин предложил подборку слайдов с комментариями, где звучали имена Константина Сомова, Александра Якимченко, Сергея Судейкина, Виктора Борисова-Мусатова, Николая Милиоти. 

Продолжением рассказа стала реплика искусствоведа, писателя Станислава Айдиняна о глобальной задаче «Весов» – противостоять материализму и атеизму эпохи, о боевом задоре журнала, его тяге к эпатажу.

Особый колорит вечеру придала выставка двух художников, организованная по мотивам Серебряного века: графические портреты поэтов Валерия Сергутина и самодельные книги Александра Лаврухина со стихами Хлебникова и Василия Каменского.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


И вам повезло

И вам повезло

Анна Лисовикова

Мир, где нет никакого завтра

0
433
В летней стуже декабря

В летней стуже декабря

Петр Давыдов

Стихотворения в другом пейзаже

0
560
Сверчки, просоленные ветром

Сверчки, просоленные ветром

Вячеслав Харченко

Литературные портреты участников Волошинского фестиваля в Коктебеле

0
529
Писательству можно и нужно учиться

Писательству можно и нужно учиться

Дмитрий Пикалов

XV региональный литературный семинар «ПарОм» прошел в Омске

0
474

Другие новости