Народно-освободительная армия Китая (НОАК) наряду с новейшими высокотехнологичными образцами ставит на вооружение и более простую технику, выпуск которой менее затратен, но позволяет значительно расширить возможности за счет использования большого количества различных новых устройств, таких как сверхлегкие воздушные средства. Так, в отряде спецназа дадуй (в переводе – «усиленный отряд») для высадки в труднодоступных местах в целях разведки, непродолжительных операций и антитеррористической деятельности начали применять легкие винтокрылы. На борту аппарата с названием «Жалящий скорпион» кроме пилота могут находиться два бойца с личным оружием и размещаться ракеты класса «воздух–поверхность».
Появление «Скорпионов» сделало возможным почти бесшумную, как утверждают китайские источники, транспортировку и высадку спецназовцев практически в любом месте. Можно сказать, что в китайском «Скорпионе» сочетаются качества автожира и вертолета: помимо несущего винта работает и толкающий винт. Одно из преимуществ подобной схемы – повышенная безопасность: в случае отказа двигателя машина может приземлиться за счет вращения несущего винта, который раскручивается потоком встречного воздуха.
Спецназ Китая является одной из основных составляющих частей Сил быстрого реагирования, способных вести войну в условиях ограниченного регионального конфликта с использованием современных военных технологий. Дадуй может насчитывать до 1 тыс. человек, такие отряды есть во всех военных округах. Спецназовцев считают гордостью НОАК, набирают в рамках жесточайшего отбора и готовят по методикам, разработанным Генштабом НОАК с учетом особенностей использования каждого отдельного подразделения, с выведением сложности тренировок на уровень психологического и физического предела выживания человека.
Несмотря на то что бойцы спецназа многих других армий выглядят намного крупнее и выносливее, китайцы им не уступают в профессионализме. Кроме того, они имеют нестандартные навыки по выживанию – например, по изменению ритма дыхания и движения в воде со связанными руками и ногами или могут практически без еды и воды совершить марш-бросок по горной местности с высотой над уровнем моря в 2,7 км, где кишат ядовитые змеи и насекомые. Плюс десантная подготовка, которая теперь пригодится и для «Жалящего скорпиона».
С винтокрылой машины открытого типа бойцы спецотряда имеют возможность десантироваться во время движения на малых высотах, в то время как пилот продолжает полет и возвращается за ними, когда задание, к примеру, по уничтожению базы террористов выполнено. Поэтому для успешного проведения боевой операции очень важен эффект внезапного появления, так как «Жалящие скорпионы» не имеют какой-либо защиты, а на небольшой скорости весьма уязвимы для обстрела с земли. Тем не менее аппарат может стать хорошим дополнением для подразделений, оснащенных военно-транспортными вертолетами Ми-17, беспилотниками, моторными парапланами, штурмовыми винтовками KBU-88, снайперскими винтовками «Модель 95», пулеметами, гранатометами, огнеметами и пр.
Максимальная взлетная масса «Жалящего скорпиона» – 560 кг, максимальная скорость – 185 км/ч, а скороподъемность – около 6 м/с. Минимальная длина разбега – 20 м (возможности осуществлять вертикальный взлет нет). Практический потолок – 3,8 км, дальность полета – до 600 км, нахождение в воздухе – не более 5 часов.
На вооружении армии Китая также находятся двухместные и трехместные автожиры «Хантинг Игл» китайского производства, которым в войсках отводится особая роль по обеспечению воздушного мониторинга границы, а также для спасательных миссий.
Идея создания автожира в нашей стране появилась почти 100 лет назад, разработка велась в отделе особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института группой молодых инженеров, в состав которой входил Николай Камов, авиаконструктор вертолетов серии «Ка». Первой боевой винтокрылой машиной стал Р-7. А в годы Великой Отечественной инженером эскадрильи автожиров был Михаил Миль – будущий конструктор вертолетов серии «Ми».
В настоящее время автожиры в России используются в армейских подразделениях и различных госструктурах, включая МЧС и ФСО. Наибольшей популярностью пользуются двухместные модели, но производятся также одно- и трехместные, разрабатываются четырехместные.
По своей вместимости, скорости и даже расходу топлива автожир может конкурировать с привычными легковыми автомобилями, превосходя их в своей многофункциональности и не имея привязки к дорогам. Экономичный, подобно небольшому самолету, по простоте управления он напоминает обычную легковушку, и при этом существует высокая степень безопасности, даже в случае отказа двигателя есть возможность плавно опуститься на авторотации.
Создателям автожира удалось решить вопросы безопасности и экономичности полетов, которые не удается воплотить на самолетах или вертолетах. Хотя есть у таких летательных аппаратов и ряд недостатков: вероятность «кувырка» при посадке, особенно у моделей со слабым хвостовым оперением, «мертвая зона авторотации», возможное оледенение и др.
И все же существует мнение, что «эра автожиров», начавшаяся в начале прошлого века, может возобновиться в XXI веке с новым размахом. В армиях многих стран, как мы видим, этот процесс уже начался.
комментарии(0)