Даже лучшие из разработанных тестов дают до 3% ложных результатов. Фото Reuters
Пандемия коронавируса (COVID-19), к сожалению, не кончается, и когда кончится, неизвестно. Во всяком случае, не закончится от того, что мы будем делать вид, что ее нет. В Англии пытались так поступать, ничего хорошего не вышло, в результате тоже ввели жесткие карантинные меры. Вирус новый, лекарства нет, вакцины тоже пока нет. Изоляция и самоизоляция пока единственное, что можно предпринять.
Известный эпидемиолог, доктор медицинских наук Михаил Фаворов хорошо знает ситуацию в странах бывшего СССР, поскольку работал в них, и анализирует ситуацию. Эти страны практически одновременно вступают в эпидемию коронавируса.
Правительствами предпринимаются серьезные усилия по защите от завоза COVID-19 и возможного распространения инфекции. Большинство вспышек COVID-19 в мире началось с медицинских учреждений. Сценарий один и тот же: поступление больного в стационар, пренебрежение данными эпидемиологического анамнеза (контакт, приезд из эндемичной зоны), нахождение в общей палате и даже попадание в реанимацию на аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с диссеминацией вируса в стационаре, городе, провинции и стране в целом (Италия).
Внешние карантины (борьба с завозом), полагает Михаил Фаворов, больше не эффективны, а средства на это расходуются значительные. Представляется, что при числе эндемичных случаев COVID-19, равном или большем, чем число регистрирующихся завозных, внешние карантины могут быть ослаблены для сосредоточения на внутренних карантинных мероприятиях.
Для COVID-19 эндемичных территорий основным возможным приемом карантинизации является карантинизация на дому. Однако это возможно при социальном согласии населения и требует большой разъяснительной работы.
Насколько это трудно в России, можно судить хотя бы по тому, что врач-инфекционист (!), вернувшаяся 10 марта из Испании, как ни в чем не бывало приступила к работе и читала лекции, пока у нее через неделю не обнаружили положительный тест на коронавирус.
Медицинские системы, считает Михаил Фаворов, должны сосредоточиться на тяжелых больных. Карантинизация контактных лиц и\или лабораторно выявленных COVID-19-положительных среди здоровых в медицинских учреждениях недопустима из-за ограниченных возможностей медицинских учреждений. Внутренняя карантинизация должна планироваться и создаваться либо по месту жительства, либо по месту санаторно-курортных и/или других учреждений вне медицинских центров.
Тестирование лучшими возможными тестами дает до 3% ложноположительных и ложноотрицательных результатов. Использование «срочно созданных» тестов без соответствующей проверки качества этих тест-систем в несертифицированных, нелицензированных, неаккредитованных лабораториях еще более ухудшает точность результатов. Людей с ложноположительным тестом на коронавирус (фактически здоровых) могут госпитализировать вместе с действительно инфицированными и заразить их. В Китае даже сообщалось о смертях таких людей. Ложноотрицательные результаты оставляют зараженных в обычных условиях с распространением инфекции среди населения.
Необходима организованная, утвержденная государственными регламентами система медицинского менеджмента случая COVID-19: кого (в зависимости от тяжести состояния, возраста), куда (в какие медицинские учреждения), каким способом (скорая, самотеком) госпитализировать. Нужны свободные больницы; решение, куда переводить или что делать с больными с другими болезнями, которые уже находятся в больницах, определенных для работы с COVID-19.
Основными трудностями подготовки является ограниченное число аппаратов искусственной вентиляции легких – основного прибора «выживания» в тяжелых случаях COVID-19, и относительно ограниченное число боксов для изоляции возможных больных COVID-19, особенно с наиболее контагиозными формами болезни.
Необходимо срочное обучение медицинского персонала на всех уровнях системы здравоохранения, включая систему первичной помощи, клиники и больницы, лаборатории, другие звенья оказания медицинской помощи.
Рассчитывать на скорую разработку вакцины не приходится: реально действенная, не шарлатанская вакцина появится года через два. Пока же остается надеяться, что в популяции накопится определенная иммунная прослойка из переболевших (обычно требуется 30%), и тогда, как другие эпидемии, закончится и эта.
комментарии(0)