0
1910
Газета История Интернет-версия

25.04.2003 00:00:00

Все больше, и больше, и больше… зачем?

Тэги: вов, наращивание, парк, ввс


ВЛАДИМИР ЖУРАВЕЛЬ в статье "С маркой "Сделано в Германии" ("НВО", # 22, 2002 г.) утверждает, что советское руководство пошло на заключение пакта о ненападении с Германией в результате осознания несоответствия экономических возможностей страны потребностям будущей войны.

В частности, говорится, что в авиапромышленности удалось за счет германских технологий существенно повысить технический уровень новых самолетов и самого производства. В результате производительность возросла с 20 устаревших по тактико-техническим характеристикам машин в сутки в 1939-1940 гг. до 60 боевых самолетов новых конструкций в июле 1941 г.

Не очень понятно, как можно за неполные два года радикально обновить гигантский военно-промышленный комплекс (да даже и одну авиапромышленность). Отсчет надо бы вести по меньшей мере с 1929 г.

Уже по первому пятилетнему плану намечалось довести количество боевых самолетов до размеров, превышающих самолетный парк вероятных противников. А второй пятилетний план развития ВВС и вовсе предполагал достижение превосходства над ВВС вероятных противников, вместе взятых, и возможность ведения борьбы в воздухе с любой коалицией капиталистических государств. В итоге за счет напряженных усилий и больших затрат к 1937 г. парк ВВС увеличился в семь раз и составил 8139 боевых самолетов.

Однако этого показалось мало, и в 1939 г. на совещаниях руководства страны и ВС (состоявшихся в феврале, июне, сентябре) было решено начать строительство новых и реконструкцию действующих предприятий авиапромышленности, чтобы увеличить ее мощности в 1,5-2 раза, потому что возникло мнение, что мощности нашей авиапромышленности во столько раз уступают германскому показателю.

А в 1940 г. эти работы еще более форсировали. Достаточно сказать, что строилось 9 новых и реконструировалось 9 действующих самолетостроительных предприятий; строилось 6 новых авиамоторных и реконструировались все действующие. Напряжение было колоссальным. Весь комплекс намеченных предприятий предполагалось завершить до мая-июня 1941 г. При этом ассигнования на развитие авиационной промышленности в 1940 г. достигали 40% всего военного бюджета страны (который составлял во вторую пятилетку 47 млрд. руб., в 1938-1940 гг. - 119 млрд. руб.- т.е. на авиацию расходовалось до 25 млрд. руб. в 1940 г). 13 мая 1940 г. нарком обороны Тимошенко и начальник Генерального штаба РККА Шапошников направили письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) с обоснованием необходимости перевода авиапромышленности на положение военного времени, мотивируя это тем, что все вражеские государства в основном отмобилизовали свою авиапромышленность. Основная задача - выпуск возможно большего количества боевых самолетов, чтобы сравняться с уровнем авиастроения Германии. Авиационная промышленность со второй половины 1940 г. фактически работала в условиях, приближенных к военным (и это при ее реконструкции и расширении). В целях проверки мобилизационной готовности гражданских предприятий им поручался выпуск небольших пробных серий самолетов, авиадвигателей и др. В первой половине 1941 г. темпы роста производства самолетов несколько снизились - в среднем в месяц 660 машин против 685 в 1940 г. (табл. 1). Это объясняется переходом на новые типы, трудностями реконструкции. Но уже в июле было выпущено 1807 машин, а в сентябре - 2329.

Таблица 1

Выпуск боевых самолетов в СССР (истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков)

Год 1936 1937 1938 1939 1940 1941-первая половина
Объем, шт. 2798 3432 4033 6460 8233 3950

Известно, что в 1935-1939 гг. количественный выпуск боевых самолетов в СССР был выше германского показателя почти в полтора раза. В 1940 г. в Германии было произведено 6470 боевых самолетов, в СССР - 8232. То есть воюющая страна выпускала самолетов меньше, чем мирная. А высшее советское руководство, вспомним, требует еще большего количества, чтобы "сравняться" с уровнем авиастроения Германии. В итоге в 1941 г. в Германии в среднем в месяц производилось 635 боевых самолетов, т.е. почти втрое меньше, чем в июле того же года в СССР.

А что толку? Практически вся авиапромышленность была утеряна в 1941 г. Уже в июле попал в угрожающее положение запорожский завод. Вскоре угроза нависла над таганрогским, бомбардировке подверглись воронежский и саратовский заводы. В октябре началась эвакуация московских заводов. В декабре 1941 г. выпуск боевых самолетов упал до самой низкой отметки за войну - 600 машин, т.е. снизился почти вчетверо по сравнению с сентябрем.

Парк советских ВВС к началу войны составлял 15 990 боевых машин, из которых 9917 (без авиации ПВО) находились на западном стратегическом направлении (7133 - в военных округах,1445 - в действующих флотах, 1339 - оперативно подчиненные самолеты дальней бомбардировочной авиации). Из них 59% - истребители, 31% - бомбардировщики, 4,5% - штурмовики, 5,5% - разведчики.

Германские войска, участвовавшие в нападении, располагали 1820 боевыми самолетами, из них 1160 - бомбардировщики и штурмовики. И еще 770 союзных. Общий парк боевых самолетов германских ВВС на 29 марта 1941 г. составлял 3583 машины, а к июню 1941 г. - 3836. Из них 1935 - бомбардировщики,1891 - истребители. Следовательно, в противоборствующих группировках (и по общему парку) превосходство по самолетам у советской стороны - 4,5:1. Только самолетов новых типов (1915 истребителей, 1310 легких бомбардировщиков, 450 фронтовых бомбардировщиков) у нас было больше, чем весь германский парк. В советских ВВС 59% составляли истребители, в германских - 45%. Это означает, что у нас усиливали оборонительное воздушное оружие.

За первый день боев было потеряно 1811 самолетов, из них на земле - 1489. ВВС Западного особого округа перед войной насчитывали вместе с дальней бомбардировочной авиацией 1825 самолетов. Действовавший против них 2-й германский воздушный флот - 1570 самолетов, из которых 900 боевых. К 1 июля 1941 г. ВВС Западного фронта располагали всего 120 исправными самолетами. К 10 июля 1941 г. в частях и соединениях фронтовой авиации действующей армии насчитывалось 2516 боевых самолетов. Их стало почти втрое меньше, чем к началу войны в западных военных округах. За первое полугодие войны с СССР германские ВВС потеряли 3945 боевых самолетов. Советские - 21 300 ед., из которых примерно 12 000 - новых типов. К декабрю 1941 г. в действующей армии имелось 2238 боевых самолетов (1289 новых типов), в резерве Ставки ВГК - 85 (84 новых типов), на дальневосточной границе - 2951 (185 новых типов). За это же время произведено 9777 ед.; 740 самолетов получено из США и Великобритании. Соотношение убыли советских самолетов с германскими потерями - 5:1. В ходе войны постепенно это соотношение менялось, но наши потери были больше германских по меньшей мере вдвое (табл.4). А кроме того, не будем забывать, что германским ВВС приходилось бороться с громадными силами ВВС США и Великобритании (табл. 2,3).

Таблица 2

Распределение сил ВВС Германии по театрам военных действий

Театр военных действий 1.1.1943 1.1.1945
Западный фронт
Оборона рейха
1445 1410
1225
Восточный фронт 1530 1710
Другие ТВД 855 505
Незанятые в операциях 125 735
Всего 3955 5585

Таблица 3

Количество боевых вылетов, произведенных ВВС США в период Второй мировой войны.

Год

Театр военных действий против Германии

Театр военных действий против Японии

Боевых вылетов Тоннаж бомб Боевых вылетов Тоннаж бомб
1941 - - 212 -
1942 9750 612 16939 408
1943 234500 154120 132420 44680
1944 1137000 938950 272090 147026
1945 438100 455270 47570 306960

Таблица 4

Поставки боевых машин ВВС СССР и Германии в 1942-1943 гг.

Год 1942 1943
Производство в СССР 19 772 28 205
Поставлено из США и Великобритании 2585 6140
Всего поставлено советским ВВС 22 307 34345
Производство в Германии 11 137 18 813
Потери германских ВВС 9823 17 490

Поэтому можно с полным основанием говорить о том, что предвоенные титанические усилия по развитию авиапромышленности и наращиванию парка ВВС оказались бессмысленными, разорительными, вредными. Все преимущество было утеряно сразу, и начинать пришлось "на голом месте".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
377
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
440
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
303
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
326

Другие новости