Строки Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 г. гласили: "Учитывая особо важное значение танковых войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил бронетанковой техникой установить ежегодный праздник - "День танкистов". День танкистов праздновать каждое второе воскресенье сентября месяца".
8 сентября 1946 г. впервые в честь танкистов и танкостроителей по Красной площади торжественным маршем прошла 4-я гвардейская Кантемировская дивизия, а вечером прозвучал артиллерийский салют.
За годы Великой Отечественной войны 250 тыс. танкистов и свыше 9 тыс. танкостроителей были награждены орденами и медалями. 1142 танкиста удостоены звания Героя Советского Союза, 16 человек удостоены этого почетного звания дважды. Многим руководителям танковой промышленности и конструкторам присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Танки и ныне остаются главной ударной и маневренной силой Сухопутных войск. Опыт Второй мировой войны, войны в Афганистане, боевых действий в других локальных войнах и военных конфликтах подтверждает, что танки остаются наиболее универсальным средством, способным решать широкий круг боевых задач. Именно это и определяет их особое место в составе современных Сухопутных войск Вооруженных сил России.
ОТ "БРОНЕНОСЦА" К Т-34
Танк - относительно новое оружие. Ему нет еще и 90 лет. Однако, став органичной частью современных армий, танки оказали большое влияние на их состав, вооружение и приемы боевых действий. Поход наполеоновских армий на Москву проходил со средней скоростью немногим более 10 км в сутки. Через сто лет, в 1914 г., немцы, наступая на Париж, развивали среднюю скорость также не более 10 км в сутки; за целый век темп боевых операций не изменился. Во Второй мировой войне благодаря танкам войска уже могли наступать со скоростью 20-30, а иногда 50-80 км/сутки.
15 сентября 1916 г. во Франции, в районе реки Соммы, на труднопроходимой... местности всего 18 танков (из 32 прибывших на исходные позиции, еще 17 даже не дошло до позиций) позволили англичанам в бою по фронту 5 км продвинуться на глубину до 5 км, и при этом людские потери оказались в 20 раз меньше по сравнению с аналогичной операцией без танков. С этого момента в Англии, Франции, США и Германии началось бурное развитие танкостроения.
В России с 1911 по 1917 г. в военное ведомство был подан целый ряд проектов бронированных машин: "Боевая машина" и "Сверхтяжелый танк" В.Д. Менделеева, "Колесный танк" Н.Н. Лебеденко, "Наземный броненосец" Демьянова, "Броненосный трактор" Казанского, "Земной броненосец", "Вездеход" А.А. Пороховщикова и др. Все они были оригинальной конструкции, некоторые совсем экзотические.
Например, танк, созданный начальником опытной лаборатории военного министерства капитаном Н.Н. Лебеденко по внешнему виду напоминал гигантский трехколесный велосипед. Два передних колеса достигали 9 метров в диаметре. Поначалу была сделана деревянная модель, и Лебеденко представил свое изобретение императору Николаю II. Маленькая модель легко преодолевала "препятствия", взбираясь на толстые тома "Свода Российской империи". Изобретение было одобрено. Лебеденко создал акционерное общество и приступил к постройке танка. В 80 км от Москвы близ города Дмитрова, в густом лесу была расчищена поляна. Участок был оцеплен колючей проволокой и охранялся казаками. В конце июля 1915 г. началась сборка "чудовищной" машины. В августе приступили к ее испытанию. Колеса сделали один оборот, и машина, свалив по пути березу, глубоко застряла в грунте. Все дальнейшие попытки заставить танк двигаться ни к чему не привели. В 1923 г. машина была разобрана на металлолом.
В русской армии танков, произведенных отечественной промышленностью, не было. "Брусиловский прорыв" обеспечивался исключительно солдатской и офицерской кровью. Дед мой, участник Брусиловского прорыва, свидетельствовал, что от их полка осталось в строю 128 человек. Это от четырех-то тысяч по штату!
Сормовский завод на базе трофейных французских танков "Рено", захваченных в Гражданскую войну, выпустил 15 серийных танков. Макет этого танка, выполненный в натуральную величину, можно увидеть у ворот музея бронетанковой техники на Кубинке, под Москвой.
Уже в 1929-1930 гг. маневры, специальные учения и исследования показали необходимость создания механизированных частей и соединений, организации бронетанковых войск как самостоятельного рода войск. С 1930 по 1933 г. было создано 6 основных танковых школ для подготовки средних командных и технических кадров в Орле, Саратове, Горьком, Ульяновске, Ленинграде и Москве. 13 мая 1932 г. создана Военная академия механизации и моторизации РККА. Разработка новой бронетанковой техники требовала организации регулярных испытаний изготовленных промышленностью образцов. Поэтому в 1931 г. был создан Научно-испытательный автобронетанковый полигон. (С 1972 г. - Институт бронетанковой техники.)
Индустриализация страны обеспечила планомерное развертывание танкостроения как отрасли машиностроения. На ряде заводов были созданы танковые конструкторские бюро. Первый серийный танк МС-1 ("малый сопровождения", обозначавшийся еще Т-18) стал выпускаться на заводе "Большевик" с ноября 1927 г. В течение трех лет были выпущены 4 промышленные серии этих танков.
С конца 1932 г. танковое производство было сосредоточено в "Спецмаштресте" Наркомата тяжелой промышленности. Большую программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в предвоенный период выполнял Ленинградский завод опытного машиностроения им. Кирова. С участия в экспериментальных работах на заводе начался трудовой путь в танкостроении известных конструкторов М.И. Кошкина, И.С. Бушнева, И.В. Гавалова, А.Е. Сулина и др.
В 30-х гг. в короткий срок были конструктивно доработаны и поставлены на серийное производство танкетка Т-27, малый плавающий танк Т-37, легкий пехотный танк Т-26, легкий быстроходный колесно-гусеничный танк БТ (последовательно выпускались модификации БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М) и тяжелый пятибашенный танк Т-35. Броня малых и легких танков была рассчитана на защиту от ружейно-пулеметного огня, а средних и тяжелых - от артиллерийского огня пушек малого калибра.
Наращивалась и мощность танковой промышленности. Если в 1930 г. было изготовлено 170 танков, а в 1931 г. - 740, то уже в 1932 г. - более 3000, а в 1933 г. - более 3500. Примерно столько же изготавливалось танков в 1934 и 1935 гг. На эти танки ставились бензиновые двигатели. У противника были тоже аналогичные бензиновые двигатели. Германия, родина Рудольфа Дизеля, так до конца войны и не смогла освоить производство танковых дизелей. А в Советском Союзе уже с 1939 г. стал поступать новый серийный дизельный двигатель В-2, который устанавливался на танки БТ-7М и на танки нового поколения КВ и Т-34.
Накануне нападения Германии на СССР в Красной Армии насчитывался 1861 танк КВ и Т-34 (636 и 1225 соответственно), в том числе в западных военных округах - 1475 танков. Танков Т-37А, Т-38, Т-26, БТ-5, БТ-7, Т-28 и других было значительно больше. В 1939 году танки БТ-7 и Т-26 сыграли важную роль в окружении и разгроме японских самураев на реке Халхин-Гол. Это был отнюдь не "устаревший хлам", как любил отзываться об этих танках Клим Ворошилов. Как свидетельствуют специалисты, советские танки КВ и Т-34 поражали немецкие танки с расстояния 1500 м, в то время как немецкие могли поражать советские танки с расстояния не более 500 м, да и то при стрельбе в борт или корму.
К началу войны против Советского Союза Германия имела 4215 танков и САУ. Всего в Германии имелось танков и САУ - 6292, в том числе исправных - 5821 (92,5%).
ИЗ ЦЕХА - В БОЙ
По состоянию на 1 декабря 1941 г. у СССР в действующей армии оставался 1731 танк, из них 1214 легких. Немудрено, если уже к 10 июля было потеряно (не говорю: подбито!) 11 783 танка. Это все, что осталось от 28 000 танков.
Руководство производством танков во время войны осуществлял Наркомат танковой промышленности, образованный 11 сентября 1941 г. во главе с заместителем председателя СНК СССР В.А. Малышевым. На Ленинградском Кировском заводе под руководством Ж.Я. Котина отрабатывалась более совершенная технология изготовления тяжелых танков. Главный конструктор Н.А. Астров за две недели спроектировал легкий танк Т-60 с лобовой броней до 35 мм. Он стал выпускаться на Кировском (Ленинград) и Горьковском заводах. В 1942 г. его же КБ разработало легкий танк Т-70 с 76-мм пушкой.
Ленинградский Кировский завод, изготовив с июля по октябрь 1941 г. 451 тяжелый танк КВ, в октябре в условиях блокады вынужден был прекратить их производство. Рабочие и инженерно-технический персонал были эвакуированы на Урал. На Харьковском заводе всего за один месяц, к 19 октября 1941 г. танковое производство было полностью свернуто и оборудование было отправлено также на Урал. За второе полугодие 1941 г. харьковчане успели выпустить 725 танков. С начала войны на Челябинском тракторном заводе стали выпускаться тяжелые танки. Главным конструктором туда был назначен Л.Н. Духов прибывший из Ленинграда, автор знаменитых танков ИС (Иосиф Сталин).
Был период когда каждая собранная машина была на учете и о суточной сдаче танков докладывалось Верховному главнокомандующему и председателю ГКО Сталину. Поэтому неправильно было бы принижать значение поставок танков по ленд-лизу, которые осуществляла поначалу одна Великобритания.
Эвакуированная в Киров значительная часть Коломенского паровозостроительного завода на новом месте в неприспособленных помещениях приступила к производству легких танков Т-60. Горьковский ГАЗ также выпускал танк Т-60. Во втором полугодии 1941 г. было изготовлено 4800 танков, в том числе легких 40%, средних 39%, остальные тяжелые. Быстро нарастал выпуск танка Т-34.
На Урале с каждым днем наращивался выпуск танков. Когда в 1970 г. я был на производственной практике на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, то старые рабочие рассказывали жуткие истории военного времени, когда начальники цехов ходили с наганами. Выгоняли к рабочим местам прикорнувших от усталости где-нибудь у огня рабочих-подростков.
В целях упорядочения контроля за повышением боевых свойств и обеспечением надежности боевых машин в июне 1942 г. в Наркомате танковой промышленности была учреждены Главная инспекция по качеству.
За 1942 г. танковая промышленность выпустила 24 700 танков, из них 10% составляли тяжелые танки КВ, свыше 50% - средние танки Т-34 и около 40% - легкие танки Т-60 и Т-70.
С 1943 г. стала выпускаться СУ-152 - самоходная установка с мощной пушкой в 152 мм. В мае того же года на Уралмаше была создана СУ-85 на базе Т-34. Первоначально самоходные артиллерийские установки находились в ведении Главного артиллерийского управления. В 1943 г. их передали в ведение БТ и МВ КА, где было создано Управление самоходной артиллерии в составе ГБТУ.
К лету на танк Т-34 также стали устанавливаться 85-мм пушки. Со второго полугодия ГАЗ начал производить самую массовую самоходную установку СУ-76М (конструктор Н.А. Астров), суточный выпуск которой был доведен до 38 машин. К концу 1943 г. вышли первые серийные танки ИС-2 с мощной 122-мм пушкой.
За 1943 г. танкостроители выпустили более 20 000 танков и 4100 САУ. Из общего количества построенных танков 4% были тяжелые, 79% - средние, остальные - легкие, а САУ: 17% - тяжелые, 34% - средние, 49% - легкие.
В феврале 1943 г. в системе Наркомата танковой промышленности было создано Главное управление по ремонту танков. Заводы отрасли совместно с армейскими ремонтными подразделениями возвращали в строй сотни тысяч поврежденных боевых машин.
В течение 1944 г. танковой промышленностью было выпущено 29 тысяч танков и САУ, в том числе 12 тысяч САУ.
Самым массовым танком периода Великой Отечественной войны была знаменитая "тридцатьчетверка". Их выпущено более 52 000. И около 6000 САУ на ее базе.
К началу 1945 г. ресурс танка Т-34 и САУ на его базе был доведен до первого среднего ремонта до 1500 км, а с начала эксплуатации до капитального ремонта он составлял 3500 км. Трудоемкость изготовления Т-34 по сравнению с предвоенным уровнем была снижена в 2,4 раза, а тяжелого танка - в 2,3 раза.
Танковая промышленность за годы войны произвела 102 000 танков и САУ. Армейские ремонтные подразделения вплоть до подвижных ремонтных заводов возвращали в строй десятки тысяч поврежденных боевых машин, ремонтируя их на месте. Всего за годы войны было отремонтировано 430 000 танков и САУ. Безвозвратные потери составляли 20-25%. Таким образом, ремонтные подразделения вернули в строй в 4 раза больше танков и САУ, чем произвела за войну вся танковая промышленность Советского Союза!
Война высветила еще ряд важных показателей танка - уровень унификации и стандартизации, т.е. взаимозаменяемости его узлов и агрегатов. "Тридцатьчетверка" и САУ на ее базе составляли почти 60% танкового парка. Поэтому и ремонтировали поврежденные танки в полевых условиях быстро. Об этом сейчас позабыли, пошла такая "разносортица"! Конструкторы послевоенных отечественных танков чуть ли не соревновались, чтобы на их танке было все свое, оригинальное. От этого зависело и финансирование заводов, и госпремии.
К крупным танковым операциям Великой Отечественной войны по праву относятся: окружение 22 дивизий гитлеровцев в ноябре 1942 г. под Сталинградом. В феврале 1944 г. нашими танкистами гитлеровцам был устроен "второй Сталинград" на Днепре в районе Корсунь-Шевченковский, где в мешке оказалось 10 дивизий противника. Десятки больших и малых "котлов" были осуществлены на всем протяжении советско-германского фронта от Заполярья до Черного моря. Эти удары завершились финальным танковым броском к Берлину. В 1945 г. в действующей армии было 34 танковых и механизированных корпуса, из которых около половины входило в состав 6 танковых армий. Танковые армии насчитывали 600-800 танков и САУ и являлись средством Ставки Верховного главнокомандования и придавались фронтам, действовавшим на главных направлениях.
В числе наиболее известных танкистов, прославивших танковые войска и внесших достойный вклад в достижение Победы, можно назвать командующего бронетанковыми и механизированными войсками маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко, командующих танковыми армиями С.И. Богданова, М.Е. Катукова, А.Т. Кравченко, Д.Д. Лелюшенко, П.А. Ротмистрова, П.С. Рыбалко.
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Появление ядерного оружия и других новых средств поражения привело к необходимости обоснования разработки новых типов бронетанковой техники, способной вести боевые действия в условиях применения средств массового поражения. "Быстрый экономический рост и научно-технический прогресс в послевоенный период обеспечили как количественный, так и качественный рост военной техники", - бодро написано в юбилейном буклете "Огонь-броня-маневр, 1946-2001", посвященном 55-летию Дня танкистов.
Но не следует забывать, какой ценой этот количественный и качественный рост военной техники достигался. Один танк - одна деревня. Расчет прост: за дом моего деда в деревне (пятистенок, с хозяйственными постройками в Архангельской области) предлагали в середине семидесятых годов 3000 рублей (такие дома шли по цене автомобиля "Запорожец"). Себестоимость танков в те годы составляла: Т-64 с двигателем 5ТДФ ~ 152 000 рублей, Т-72 с двигателем В-46 - 170 000 рублей. Считайте: один танк - одна деревня в 50 дворов! Для сравнения: месячное денежное довольствие лейтенанта-танкиста составляло 220 руб.
На смену легендарной "тридцатьчетверке", танков КВ и ИС был создан ряд новых образцов, имевших значительно более высокие ТТХ. В 40-х, 50-х и начале 60-х годов велись работы по созданию танков всех трех весовых категорий. В результате на вооружение были приняты легкий танк ПТ-76, средние танки Т-54, Т-55, Т-62, тяжелые танки ИС-4, Т-10, Т-10М. Дальнейшее повышение огневой мощи достигнуто в танке Т-62, созданном на базе узлов и агрегатов Т-55, за счет установки 115-мм гладкоствольной пушки с высокими баллистическими характеристиками.
В шестидесятых годах было принято решение о прекращении выпуска тяжелых танков. Практика показала, что по огневой мощи они незначительно превосходят средние, а по маневренности уступают им. Главное внимание уделялось среднему или основному танку. В качестве универсального средства, предназначенного для Сухопутных, Воздушно-десантных войск и частей морской пехоты стал легкий плавающий танк ПТ-76, состоящий на вооружении с 1952 г. Несколько модернизированный в 1957 г., он стал обозначаться ПТ-76Б.
Крупным шагом в отечественном танкостроении явилось создание танков Т-64 (1967 г.), Т-72 (1973 г.) и Т-80 с газотурбинным двигателем (1976 г.), которые по совокупности боевых свойств превосходили все известные танки, выпускавшиеся в различных странах в 60-70-х гг. В начале 80-х гг. проведено усовершенствование танков Т-64, Т-72 и Т-80. Они были оснащены комплексами танковых управляемых ракет, запускаемых через ствол пушки, и более совершенной системой управления огнем. Бронирование танков усилено за счет использования новых типов комбинированной брони и оснащения танков навесной динамической защитой. Повышаются мощность двигателей и надежность. Танк Т-72 (главный конструктор Л.Н. Карцев) стал самым массовым в последней четверти XX в.: всего было выпущено около 30 000 танков Т-72 различных модификаций. Танк Т-72 получил название "Урал". Он оснащен мощной 125-мм пушкой. Эти танки экспортировались в страны бывшего Варшавского договора, Индию, Ирак, Сирию, Алжир, Кувейт, Ливию и др.
Следующим этапом совершенствования танков типа Т-72 явилось создание нового российского ракетно-пушечного танка Т-90. "Реализация в Т-90 ряда конструктивных разработок позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с танком Т-72Б", - утверждается в рекламном буклете.
Под руководством Н.С. Попова был создан Т-80, который по отдельным элементам конструкции унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64 и Т-72, однако в целом это новая машина с повышенным уровнем боевых и технических характеристик. Чего ж тут хорошего?! Не приведет ли низкий уровень унификации и стантартизации объектов ББТ к параличу танковых соединений на полях сражений, не дай бог, случись война. Из опыта Великой Отечественной войны известно, что до 90% БТ техники, пригодной к восстановлению, ремонтировалось в полевых условиях. (Кстати, это была тема моей дипломной работы в Бронетанковой академии, когда я оканчивал там факультет руководящего инженерного состава в 1983 г.)
На сегодня существует тенденция расширения масштаба применения БТТ в локальных войнах и вооруженных конфликтах. В частности, в арабо-израильском конфликте в 1967 г. применялось 2600 танков, а в 1973 г. - 5300. В военном конфликте между Ираком и многонациональными силами в 1990-1991 гг. применялось свыше 9000 танков.
Только непонятно, почему был организован второй танковый погром 90-х гг., когда уничтожили десятки тысяч своих танков? На начало 1990 г. в строю имелось 63 900 танков, 76 520 БМП и бронетранспортеров. Что мы имеем теперь, сколько у нас "живых" танков - эту цифру никто не назовет. И никто не опубликует цифру, сколько загублено танковых двигателей по вине механиков-водителей, не получивших необходимой технической подготовки в "учебках".
Танк - сложнейшая боевая машина, требующая для эксплуатации и обслуживания высококвалифицированных специалистов, а их в армии уже почти не осталось. Техническая подготовка офицера-танкиста оставляет желать лучшего. Служба его не из легких, а точнее - тяжелая и грязная. Офицер-танкист стоит на самой низкой ступени социальной лестницы. А без человека техника мертва. Мертво стоят танковые дивизии. Реформу Вооруженных сил России необходимо начинать с возрождения профессионализма офицерского корпуса. А техника - производная величина. Будет офицер - и техника заработает. Нет смысла иметь высококлассную танковую технику, не подготовив при этом достаточного количества классных танкистов, профессионалов своего дела.
Механиком-водителем каждого танка пожизненно должен быть прапорщик, своего именного танка. Тогда и спросить есть с кого. А доверить миллионный по стоимости танк не подготовленному должным образом солдату значит губить дорогостоящую технику. А загубить технику легко, причем быстро: одна неправильная операция - и "сливай воду"! Вот почему все средства должны быть направлены на подготовку офицера. Офицеру должно быть не стыдно быть офицером. Значит, его надо обеспечить материально, пусть даже за счет уменьшения производства той же военной техники, которая все равно будет загублена без высококлассного специалиста. Для сохранения главной ударной силы Сухопутных войск в первую очередь надо сохранить офицера-танкиста, профессионала, как говорится, "военную косточку". А танки - дело наживное.
С Днем танкистов, товарищи танкисты и танкостроители! Низкий вам поклон за ваш самоотверженный труд!