0
7579
Газета История Интернет-версия

20.02.2013 00:00:00

Раввин Шнеур Залман спас духовные книги от Наполеона

Владимир Малеванный

Об авторе: Владимир Сергеевич Малеванный - журналист, действительный член Русского географического общества.

Тэги: иудаизм, шнеерсон, хасиды


иудаизм, шнеерсон, хасиды Донские казаки дали бой французской коннице и задержали продвижение армии Наполеона вглубь России, а потом гнали захватчиков до самого Парижа.
А.О.Дезарно. Стычка легкой русской конницы с французами в 1812 году. 1827. Эрмитаж

Судьба хасидской библиотеки Любавических Ребе Шнеерсонов продолжает оставаться в центре внимания общественности. За рамками дискуссии о том, какой из общин любавических хасидов (одно из крупных направлений в современном иудаизме), российской или американской, принадлежат предметы духовного наследия Алтер Ребе («Старого Ребе»), основателя движения Хабад раввина Шнеура Залмана из Лядов, оказалась личность самого Ребе, спасшего достояние общины – старинные книги и рукописи – от мародеров армии Наполеона 200 лет назад.

Вопросом о местонахождении библиотеки во время трехмесячного присутствия на Смоленщине французских войск, похоже, никто из современных исследователей не интересовался. Между тем, как известно, деятельность Алтер Ребе связана с патриотической борьбой народа России против оккупантов. Ребе Шнеур направлял своих разведчиков в расположение французских войск, а при подходе армии Наполеона ушел с русскими войсками на восток. Вырваться из зоны боевых действий ему помогли казачьи отряды.

Днепровские маневры

В начальный период Отечественной войны 1812 года, когда войска Наполеона двинулись вглубь России, русские евреи-хасиды по слову Ребе Шнеура снабжали русскую армию точными данными о положении и движениях противника. С 15 (27 по новому стилю) июля разведчики и связные Алтер Ребе первыми встречали авангард казачьего корпуса атамана Матвея Платова между Витебском и Смоленском близ местечек Ляды и Любавичи. В местных церквах и синагогах верующие совершали молебны за победу русского оружия.

На правом берегу Днепра в районе Любавичей и Рудни 20 донских полков, по преимуществу из казаков-староверов, отстояв молебен перед войсковой иконой Дмитрия Ростовского, 19 (31) июля встретили и отбросили авангард армии Наполеона. Вместе с ними в бой с кавалерией Мюрата и пехотой Нея вступили три казачьих полка крымско-татарской и башкирской конницы и казачий калмыцкий полк. Давшие своему лидеру клятву на Священном Писании, разведчики Ребе снова уходили за линию фронта, чтобы добыть новые сведения для русских войск.

С конца июня донской казачий полк бригадного командира генерал-майора Василия Денисова 7-го (все казачьи полки были именные) шел партизанскими тропами по флангам главных сил Наполеона, совершал рейды в расположении корпуса Даву и держал связь между 1-й и 2-й Западными русскими армиями. Полк участвовал в боях 15 июля у Копыси и Орши, 19 июля у Рудни. Вскоре 1-я армия Барклая-де-Толли с северо-запада и 2-я армии Багратиона с юго-запада 22 июля вышли к Днепру и в Смоленске впервые соединились.

Как можно предположить, Василий Денисов познакомился с Ребе Шнеуром в июле или августе 1812 года. Это легко объяснимо: казачьи полки вели полевую разведку, получали на месте данные от разведчиков Ребе, охраняли курьеров связи. Полк Денисова 7-го начиная с 12 (24) июля прикрывал рейд корпуса Платова между Могилевом и Оршей, от Копыси прошел через Ляды, форсировал Днепр, 19-го, затем 26-го и 27-го сражался в боевом казачьем авангарде у Любавичей и Рудни. Затем был рейд двух бригад под командой Денисова с 4 по 6 августа.

Известен путь Ребе Шнеура от Смоленска в августе–декабре 1812 года: Вязьма, Гжатск, Можайск, Сергиев Посад, Владимир, Елец, Курск... Но нет описания его маршрута к Смоленску в самые напряженные дни с 26 июля по 6 августа, когда опасность угрожала собранным им книгам и рукописям. Ребе с семьей и тридцатью местными хасидами выехал из Лядов 26 июля (7 августа) 1812 года.

Казаки в Любавичах

Со 2 (14) августа корпуса Мюрата и Нея от Лиозно мимо Любавичей неожиданно начали переправу на левый берег Днепра. Утром 3 августа близ Катыни туда же переправилась армия Багратиона и стала отходить к Смоленску. Казаки Платова, наоборот, по приказу Барклая-де-Толли по правому берегу преследовали противника по дороге к Любавичам. Вдоль полосы боевых действий на Смоленщине местное население в основном покидало свои дома и уходило в партизаны.

В различных публикациях о Ребе Шнеуре отмечен рапорт генерала Неверовского, чей отряд со 2 по 4 августа героически прикрывал отход 2-й армии на левом берегу Днепра от Лядов и Красного до Смоленска. Перед этим Неверовский помог Ребе покинуть Ляды. И только отряд Василия Денисова (две бригады под его командой) был в Любавичах 4 (16) августа и двое суток держался в тылу войск Наполеона, которые заняли Смоленск. К 6 августа отряд догнал выходящую из города 1-ю армию.

Успел ли Шнеур Залман со своими близкими на двадцати пароконных подводах уйти через Смоленск по левому берегу до 4 августа? Точный ответ на этот вопрос пока не найден. Есть свидетельства о его переправе на правый берег. И тогда он мог следовать вместе с группой своих родных и земляков из Любавичей, а также, возможно, из местечек близ Витебска – Лиозно, Бабиновичей и других – под прикрытием казачьего отряда.

Спустя три месяца, при отступлении французской армии, полки корпуса Платова после боев при Смоленске и Красном 8 (20) ноября разгромили корпус Нея на правом берегу, а 9-го собирали пленных и мародеров под Оршей, когда Наполеон от Толочина спешил к Березине... И только бригада Василия Денисова, будучи в авангарде, 9 ноября от Дубровно завернула в Любавичи, а через день вернулась в авангард.

Так Любавичи, еще перед тем как они стали центром одного из течений хасидизма («хасид» на иврите означает «благочестивый», «праведный»), вошли в боевую историю казачьего полка Денисова 7-го. А казаки полка стали частью истории местечка, поскольку именно им довелось последними из него выходить и первыми туда входить при его освобождении, защищая местных жителей от бродящих поблизости мародеров и дезертиров из французской армии. В Любавичи из Лядов и других разрушенных войной селений пришли также хасиды, которые ранее оставались на оккупированной территории.

Благочестие и свобода

Основатель хасидского учения Хабад Шнеур Залман родился в 1745 году в Лиозно, юго-восточнее Витебска, в семье Баруха и Ривы Познер (на идиш эта фамилия указывает на выходца из польского города Познань). В 1797 году Ребе Шнеур написал книгу с изложением основ своего учения Хабад, или «рационального хасидизма», под названием «Тания». По доносу противников хасидизма Шнеур Залман был арестован, отправлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость.

Его обвиняли в отправке денег для еврейских общин в Палестину, которая тогда принадлежала Турции, а с ней Россия постоянно воевала. Вскоре Ребе был оправдан и отпущен Павлом I на свободу. В 1801 году его вновь ненадолго арестовали и почти сразу выпустили, уже по указанию Александра I.

С началом Отечественной войны 1812 года и французской оккупации части западных российских губерний некоторые еврейские религиозные лидеры в Литве и Польше если не делом, то словом поддержали оккупационный режим. Совсем иную позицию занял Ребе Шнеур. Еще начиная с 1800 года он предрекал неизбежный крах империи Наполеона и призывал «не мириться с кровожадным и самонадеянным наглецом».

Алтер Ребе считал, что если Наполеон победит, то для еврейского народа это будет духовная катастрофа. Он и его сторонники видели в Наполеоне разрушителя всякой, в том числе еврейской, самобытности, автономной организации польско-литовского и белорусского еврейства. При этом Александр I считался у хасидов государем благочестивым, хранителем старых устоев.

В 1812 году Шнеур Залман призвал евреев всячески помогать России в войне с Францией, создавать отряды сопротивления и добровольных разведчиков и сам решал задачи практической организации разведки. Одна из легенд гласит, что, покидая Ляды вместе с семьей и уходя с русской армией, Ребе Шнеур произнес: «Мне милее смерть, нежели жить под властью безбожника и видеть бедствия моего народа».


Раввин Шнеур Залман, основатель хасидского движения Хабад и династии Любавических Ребе Шнеерсонов.
Гравюра конца XVIII века

Библиотека в эвакуации

Известно, что в 1915 году из-за возможной угрозы подхода к Смоленску германских войск 5-й Любавический Ребе Шолом Дов Бер Шнеерсон вывез библиотеку общины Хабад из Любавичей в Москву, где оставил на хранение часть собрания в 35 ящиках, а еще часть взял с собой в Ростов-на-Дону. Тогда немцы до Любавичей не дошли.

В 1927 году уже 6-й Любавический Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон вывез значительную часть собрания хасидской общины в Польшу, откуда эти предметы, снова по частям, попали в США и после войны через Германию – в СССР (ныне это коллекция из 25 тыс. страниц рукописей находится в фонде Российского государственного военного архива). Нет опубликованных данных, в каких архивах нацистской Германии эти документы находились до 1945 года.

Прологом к этой скитальческой судьбе хасидской библиотеки в XX веке стали передвижения наиболее старой части этой коллекции, начало которой положил сам Шнеур Залман. Что произошло с книгами и рукописями Алтер Ребе в 1812 году? Понятно, что, покидая родные места при подходе войск Наполеона, Алтер Ребе не мог оставить в Лядах собранное им достояние общины. По его мнению, Наполеон практиковал черную магию, и Ребе не хотел, чтобы даже самая мелкая его вещица попала в руки французского предводителя.

До последнего момента Ребе не хотел уезжать, чтобы не вызвать смятения среди местных хасидов, но все же ему пришлось это сделать. Помимо книг, рукописей и других предметов религиозного назначения, он взял из дома все свои личные вещи, а сам дом велел сжечь, чтобы его не осквернил «коварный и безбожный» враг. Словно в отместку, при бегстве от Смоленска (в начале ноября) мародеры из французской армии сожгли в Лядах две синагоги.

Субботу, святой для иудеев день, между праздниками Рош а-Шана и Йом Кипур семья Ребе провела в маленьком селении во Владимирской губернии. Туда от Сергиева Посада их сопроводил разведдозор полка Денисова 7-го, по указанию Кутузова охранявшего в те дни Ярославский тракт, Троице-Сергиеву лавру и посты на Владимирской дороге. К еврейскому месяцу Кислев Ребе добрался до Курска.

Проведя более 140 дней в дороге, в холодную зиму Алтер Ребе сильно простудился, заболел и окончил свой земной путь 27 декабря 1812 года, не успев доехать до Полтавы, и был похоронен на еврейском кладбище в городке Гадяч Полтавской губернии.

Направляющее слово Алтер Ребе, по которому действовала созданная им сеть связников и курьеров, торило путь разведке и авангарду армии Кутузова при освобождении Белоруссии, Литвы и Польши от наполеоновских войск в конце 1812 года. Это слово находило отклик и дальше, всюду, где у лидера Хабада были ученики, сторонники и последователи. С началом 1813 года русская армия выступила в Заграничный поход, через год вместе с союзниками дошла до Парижа и окончательно победила Наполеона.

Презрев трудности долгого пути и зимних холодов, Шнеур Залман, его семья и ученики спасали прежде всего духовные сокровища общины. Согласно воле Ребе и хасидской общины книги и рукописи вернулись домой, но уже не в Ляды, а в Любавичи, вскоре после разгрома армии Наполеона.

Три сына Шнеура Залмана были его учениками. Следуя заветам Алтер Ребе, к началу осени 1813 года в Любавичи приехал его старший сын, Мителер Ребе («Средний Ребе») Дов Бер Шнеерсон, а с ним около тысячи хасидских семей. Так почти 200 лет назад, после Отечественной войны, возник центр любавического хасидизма. В этом местечке долгое время сохранялся колорит времен первого Ребе. Более ста лет Любавичи оставались «столицей» для четырех поколений хасидов.

В истории российских хасидов особое место занимают страницы 1812 года. Теперь к этой истории можно добавить несколько фронтовых страниц о том, как Алтер Ребе спас собранные им духовные книги и рукописи, позже составившие основу библиотеки Шнеерсонов, чтобы они не попали в руки Наполеона и оставались в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
978
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1224
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
587
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
407

Другие новости