Скотланд-Ярд одним из первых столкнулся с угрозой терроризма. Рисунок XIX века
Специальный отдел лондонской полиции был создан в XIX веке для выполнения задач по розыску преступников иностранного происхождения, а также для охраны членов королевской семьи и высокопоставленных гостей. Деятельность этого отдела всегда была окутана тайной, но в конце XIX века серия взрывов в Лондоне приоткрыла завесу тайны над ним.
В период между мартом 1883 года и январем 1885 года в Лондоне было осуществлено 13 террористических актов, сопровождавшихся подрывом бомб. Некоторые из них вызвали значительный ущерб. Эти взрывы были попыткой ирландских экстремистов и их организации «Клан-на-Гейл» терроризировать население Англии в связи с вопросом о предоставлении Ирландии самоуправления.
15 марта 1883 года взрывное устройство не сработало в редакции газеты «Таймс», но взрыв произошел в районе Вестминстера, причинив значительные разрушения. К счастью, обошлось без жертв.
30 октября 1883 года два взрыва прозвучали в лондонском метро, в результате чего пострадали 60 человек.
27 февраля 1884 года взрыв произошел в Лондоне на станции «Виктория».
На следующий день взрывные устройства, оснащенные динамитом и часовыми механизмами, были обнаружены на двух других станциях лондонского метро – «Чарринг-кросс» и «Паддингтон». Как оказалось, часовые механизмы были изготовлены в США. Такой же вывод был сделан, когда обнаружили взрывное устройство на станции «Ладгэйт-хилл».
Но самый колоссальный эффект имел взрыв бомбы 30 мая 1884 года. В 21.20 ужасный взрыв потряс и разрушил часть здания самого Скотланд-Ярда (как оказалось впоследствии, бомба была заложена в туалете). К счастью, в то время сотрудники английской полиции не задерживались на работе, поэтому обошлось без жертв.
Как всегда, предприимчивые люди сделали на этом свой бизнес. Напротив здания Скотланд-Ярда находилось питейное заведение под названием «Восходящее солнце», которое также было повреждено в результате взрыва бомбы. Хозяин заведения заработал на этом взрыве большие деньги, организовав просмотр «эпицентра взрыва» для своих посетителей, которым он продал напитков за один месяц больше, чем за предыдущие 12.
Но на этом взрывы не прекратились. 13 декабря 1884 года была сделана попытка подорвать знаменитый Лондонский мост, в результате чего образовалась громадная дыра в одной из опор моста. Как показало следствие, взрывное устройство можно было установить только со стороны Темзы с речного судна.
Наконец, 24 января 1885 года была предпринята попытка взорвать здание парламента Великобритании. Бомба, начиненная динамитом, взорвалась в часовне над зданием парламента, проделав в ней большую дыру.
После этого взрывы прекратились так же внезапно, как и начались.
Скорее всего прекращение террористических актов произошло вследствие активных действий британских спецслужб, которые, по словам Уильяма О’Брайена, редактора популярной в то время газеты «Ирландцы», насадили «так много шпионов снаружи и так много предателей изнутри, что достижение какого-либо успеха стало абсолютно невозможным».
Ирландская экстремистская организация «Клан-на-Гейл» имела свою разветвленную сеть в Соединенных Штатах. Скотланд-Ярду удалось внедрить в ряды организации своего агента, который давал английской полиции исчерпывающую информацию.
В конце XIX века в поле зрения специального отдела Скотланд-Ярда попали анархисты, приехавшие из Италии. В 1892 году после проведенных арестов и обысков было захвачено большое количество небольших взрывных устройств и подрывной литературы. В ходе следствия выяснилось, что бомбы предназначались для использования не в Англии, а в России.
Два года спустя Европу захлестнул вал анархистского террора. Был убит президент Франции Карно, череда убийств была совершена в Италии. В Лондоне взрывы произошли в ряде зданий почтамта, после чего полицией были арестованы два итальянца, которых обвинили в организации этих взрывов.
В 1895 году в поле зрения Специального отдела попала «Лига заботы о внебрачных детях». Ее цели были изначально весьма привлекательны – дать возможность внебрачным детям реализовать себя. Но, как потом выяснилось, эта лига стала местом паломничества анархистов, которые среди детей вербовали своих сторонников (не отсюда ли Борис Акунин взял сюжет для своего романа «Азазель»?). Самое интересное, что президент лиги Лиллиан Харман сама была дочерью известного анархиста Мозеса Хармана. Она приехала в Лондон из Чикаго, где отбывала срок в тюрьме за сожительство с мужчиной, с которым она не состояла в законном браке.
Деятельность лиги была прекращена, когда она стала распространять книгу, которая сейчас была бы квалифицирована как порнографическое издание.
Последний взрыв, который приписывают анархистам, произошел 26 апреля 1897 года на станции Сити лондонского метро. Было ранено несколько пассажиров, при этом один пассажир погиб.