0
6800
Газета История Интернет-версия

10.12.2020 23:00:00

Почему Ржев не стал Ватерлоо

Об одной из самых кровавых битв Великой Отечественной

Сергей Самарин

Об авторе: Сергей Михайлович Самарин – журналист, кандидат экономических наук.

Тэги: ржев, ржевская битва, вторая мировая, великая отечественная, марс, сатурн, уран


ржев, ржевская битва, вторая мировая, великая отечественная, марс, сатурн, уран Летом нынешнего года был открыт памятник погибшим под Ржевом 1 млн 300 тыс. солдат и офицеров. Фото РИА Новости

Летом нынешнего года президент Путин открыл памятник погибшим под Ржевом (1 млн 300 тыс. солдат и офицеров).

С Ржевской битвой всегда было что-то не так. О ней молчала советская и помалкивает российская историография. Ее по большей части обходят стороной мемуаристы.

Третье ржевское наступление в декабре 1942-го назвали отвлекающим от Сталинграда. Получается, что во второстепенной операции в лесах потерь было куда больше, чем в главной битве в степях. Так не бывает.

Вперед, на Запад

5 января 1942 года Сталин подвел итоги победного сражения под Москвой и изложил новые задачи: «Немцы хотят выиграть время и получить передышку… у них не будет больше резервов… необходимо обеспечить полный разгром гитлеровских войск в 1942 году». И пообещал огромное пополнение армии.

Генерал армии Жуков предложил не просто ликвидировать Ржевско-Вяземский плацдарм, но разбить группу армий «Центр» и выйти к Рижскому заливу. На юго-западе маршалу Тимошенко поручалось из-под Харькова дойти до Азовского моря. На северо-западе генерал-полковнику Мерецкову – снять блокаду Ленинграда и освободить Прибалтику. И в итоге к концу года достичь границ СССР.

Сталин не доверял разведке. Поэтому начатые по его инициативе неподготовленные наступления заканчивались огромными потерями окруженных войск. Победа под Москвой состоялась благодаря войскам, переброшенным с Дальнего Востока: в безвыходном положении Сталин поверил информации, что Япония войну против СССР не начнет. Но в 1942 году стратегия РККА вновь строилась на гениальных предвидениях Главнокомандующего, не оправдавшихся ни разу. Как следствие – наступления в лоб и огромные потери.

В уставах для получения оперативной информации о противнике перечисляются: авиаразведка, радиоперехват, визуальное наблюдение, «языки» и, как исключение, разведка боем. На практике все было наоборот. «Языки» были малознающие, самолетов не хватало, радиосвязью пользоваться не умели. Результаты атак штрафников также были невелики: разведка должна быть профессиональной.

На Калининском фронте имелась одна корректировочная авиаэскадрилья с двумя самолетами Су-2. Не лучше было и на Западном. Даже в фильмах летчики разведкой занимаются как бы между делом. А немецкие «рамы» постоянно рассматривали прифронтовые территории. Зимой 1942 года у немецкой группы армий «Восток» было 615 самолетов, из них 95 разведывательных.

Советские войска действительно получили огромное пополнение. 1942 год Ставка объявила «победным». Расплата за недооценку противника оказалась жесточайшей.

Гитлер решился на войну против СССР, хотя потенциал Германии даже вместе с союзниками был несопоставим с советским. Но после репрессий 1937-го и неудачной финской кампании Гитлер называл СССР колоссом на глиняных ногах. Это подтвердили наши поражения первых двух лет войны.

В 1965 году Константин Симонов записал слова маршала Конева. Сталин позвонил ему на Западный фронт и посетовал, что слишком доверился «кавалеристам». Но не добавил: тех, кто мог немцев еще летом 1941-го погнать обратно, он сам и расстрелял.

О тактике

Монголы вступали в сражение небольшим отрядом. Имитировали поражение и бегство, увлекая за собой войска противника. В засаде их ожидали основные монгольские силы, обеспечивающие разгром.

В битве под Полтавой в решающий момент войскам Петра помог засадный полк Меншикова. Именно он стал залогом разгрома армии Карла XII.

Суворов взял крепость Измаил в декабре 1780 года благодаря целенаправленной подготовке. Флотоводец Де Рибас возвел новые батареи и готовил десант, изолировал крепость с моря. Две сорокапушечные батареи на флангах отвлекали неприятеля. На построенных макетах обучались войска, используя саперные средства преодоления преград. Суворов разработал диспозицию атаки одновременно тремя колоннами и сделал то, что казалось невозможным – покорил Измаил.

Генерал армии Рокоссовский предложил и подготовил операцию «Багратион» по освобождению Белоруссии летом 1944 года – двумя сходящимися ударами на Бобруйск и Осиповичи. И совместно с тремя фронтами ее блестяще реализовал. Он исходил из того, что фронт растянут на 700 км по болотистой и пересеченной местности, а оборона противника к востоку от Минска, пригодная для танкового прорыва, хорошо укреплена. Поэтому главные удары он нанес в районе болотистых Паричей, где немцы его не ждали. Технику оснащали фашинами, бревнами, треугольниками для перехода через противотанковые рвы. Пехота училась преодолевать болота и речки подручными средствами, ориентироваться в лесу. На передовую поставлялась артиллерия, пару дней вела обстрел, а затем скрытно перевозилась на направления главных ударов, заменяясь макетами. Так же обманывали авиаразведку.

Теперь сравним наступления на Ржевском плацдарме. 15 января 1942 года Жуков, стремясь побыстрее завершить окружение противника под Вязьмой, выбросил в его тыл массовый десант. Десантирование зимой и ночью оказалось безрассудным решением.

Операцию проводил 4-й воздушно-десантный корпус с 39 самолетами, растянув выброс 10 тыс. бойцов на несколько ночей. Скрытности не было, а из-за ошибок пилотов, плохой погоды и дезинформации с земли разброс десантирования составил 50–60 км. Добраться до тюков с оружием, боеприпасами, продовольствием часто было невозможно. Тихоходные ПС-84 и ТБ-3 сбивали, а парашютистов уничтожали огнем с земли.

Жуков повторно провел десантирование 18 февраля с аналогичным результатом. Сталину пришлось подписать приказ со словами: «Высадка массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».

Как это ни прискорбно, советские генералы постигали военную науку не в аудиториях и на маневрах, а непосредственно на поле брани. Прямолинейная тактика командования РККА, отсутствие разведки и связи объясняют несопоставимые потери в Красной армии и вермахте.

Три попытки

8 января 1942 года без оперативной паузы, чтобы не дать немцам передышки, началось первое наступление Красной армии в новом году. Успех обеспечивали действия четырех фронтов, собравших силы, существенно превосходящие противника. 10 января Главнокомандующий подписал инструкцию: «Наступление может дать должный эффект лишь в том случае, если мы создадим на одном из участков фронта большой перевес сил над противником». Но постулат не оправдался.

В 1942 году наступлений было три, и все с одинаково плачевным результатом. Наступали и зимой, и летом, имея превосходство в войсках и технике, командующие знали территорию. Тем не менее Жуков в мемуарах основной причиной неудач наступления «Марс» назвал трудности рельефа. Хотя за год противостояния под Ржевом можно было изучить все «овражки-ручейки», так что это не более чем отговорка.

В начале января в отрыв ушла 33-я армия. «Нажимайте», – напутствовал ее Жуков. Противник не оказывал существенного сопротивления, и войска, растянувшись на 40 км, дошли до Вязьмы. Но без тяжелого вооружения взять укрепленный город не смогли. Быстро кончились боеприпасы, горючее и продовольствие. Разрезанная надвое армия попала в окружение.

Приказа прорываться не поступало, и отошедшие к реке Угра войска обороняли ненужные лесные делянки, питаясь павшими в прошлогоднем отступлении лошадьми, натирая мясо хвоей для уменьшения запаха гнили. Раненый в бою командующий генерал-лейтенант Ефремов отказался улетать и, чтобы не попасть в плен, застрелился. Только в 1996 году подвиг 33-й армии был оценен по достоинству, а Михаилу Григорьевичу присвоили звание Героя России. Всего вырвались из окружения 700 человек.

Почему три наступательные операции стали столь кровавыми и малоуспешными, а тактика операции не менялась, приводя к новым окружениям? Почему лобовые атаки сменялись атаками в лоб, а не обходным маневром? Почему механизированные части бездарно гибли, обрекая пехоту на огромные потери, а артиллерия, не имея информации, вела огонь по площадям? Ответ очевиден: примитивная тактика наступлений. Неумение маневрировать, концентрировать войска и технику на направлении главного удара, слабое взаимодействие различных видов войск.

Немцы строили оборону вокруг городов, населенных пунктов, узлов сообщения, а лесные площади не обороняли. Красная армия вбивала между ними клинья, не имея возможности их взять, а войскам постоянно грозили окружения. Многочисленные зубцы впивались в огромную линию фронта, повторяя причудливый рельеф норвежских фьордов. Все это говорило о неверной тактике наступательных операций, распылении сил.

С февраля 1942 года овладеть чем-то существенным не удалось, только потери продолжали расти. Генерал Семенов так описывает наступление на Новосокольники:

«К началу наступления на направлении главного удара мы имели превосходство над гитлеровцами… но слабо знали противника. Наступать начали медленно, осторожно. Из-за отсутствия вторых эшелонов после прорыва обороны неприятеля все войска оказались втянутыми в бои… Результаты действий корпуса могли стать более значительными».

Подобное положение было повсеместным. В окружения попадали дивизии и армии, добившиеся первоначального успеха.

Другой пример – оборона Великих Лук 83-й пехотной дивизией немцев. Город был превращен в мощный узел сопротивления, насыщенный огневыми средствами. Многие здания превратились в долговременные огневые точки, взаимодействующие друг с другом и перекрывающие огнем улицы и перекрестки. На всех направлениях вероятных ударов имелись обширные минные поля.

Третье наступление подо Ржевом в ноябре – декабре 1942-го (кодовое название «Марс») вскоре выдохлось, как и предыдущие. Жуков добился его возобновления, пополнив войска 5-м и 6-м танковыми корпусами, но 20 декабря «Марс» потух окончательно. О выходе к Рижскому заливу пришлось забыть. «Марс» представили второстепенной операцией, отвлекающей силы немцев от Сталинграда. Хотя фронты Рокоссовского и Ватутина соединились под Калачом еще 23 ноября.

«Марс», «Сатурн» и «Уран»

На самом деле получилось наоборот. В январе 1943 года среднедонская операция «Сатурн», задуманная как продолжение сталинградского «Урана», недополучила войска и технику, бездарно потерянные под Ржевом. «Сатурн», названный после поспешной корректировки «Малым Сатурном», не смог замкнуть кольцо окружения немецких войск, уходящих с Кавказа.

Свою руку к этому приложил и Главнокомандующий, инициировав проведение 10 января операции «Кольцо» по ликвидации окруженной 6-й армии, которая через месяц и сама бы вымерла: ведь воздушный мост был уничтожен. Ликвидация продолжалась до конца месяца. Фашисты, пока могли, сопротивлялись как обреченные. На их ликвидацию израсходовали огромное количество боеприпасов, потеряли технику, погибли тысячи солдат и офицеров. А если бы «Сатурн» удался, то война скорее всего закончилась бы на год раньше: ведь в окружение попали бы не 22, а 46 дивизий.

Первопричиной безрезультатных и кровавых боев под Ржевом стала шаблонная жуковская тактика с доктриной прямолинейных наступлений. Он осаживал умников, изобретавших всяческие маневры: «Блистать академической терминологией сейчас не время. Война не терпит схоластики и верхоглядства». В день Жуков терял по 10 тыс. убитыми и ранеными, больше, чем под Сталинградом, только результат оказался другим.

Ликвидация Ржевского плацдарма

В феврале 1943 года готовилось четвертое наступление, хотя Ржевский плацдарм потерял актуальность – немцы перебрасывали войска под Орел. Генерал Модель получил месяц на подготовку отступления, названного «Движение буйвола».

Помешать планомерному отходу должны были 11 армий двух фронтов. Но у их командующих – генералов Соколовского и Пуркаева – ничего не вышло. Вечером 1 марта немецкие дивизии численностью в четверть миллиона начали отступление, для которого было дополнительно проложено 850 км только железных дорог.

Гитлер слушал по телефону взрыв моста через Волгу. Своевременно эвакуировали технику, промышленное и сельскохозяйственное оборудование, запасы зерна и крупный рогатый скот. Войска Моделя уничтожали дорожную инфраструктуру и проводили тотальное минирование.

Преследование организовать также не получилось. Красная армия за десять дней вошла в оставленные Ржев, Вязьму, Сычевку и Белый. А 22 марта вышла к подготовленному оборонительному рубежу Ярцево – Спас – Деменск и, встретив яростное сопротивление, остановилась. 15-месячное ржевское противостояние закончилось.

Казалось, 1942 год предоставил возможность диктатору и его первому полководцу повторить 1812-й, затмить славу Кутузова и Александра Первого. Один выигрывает генеральное сражение под Ржевом и идет освобождать Европу. Другой окончательно утверждается в статусе всевидящего и всезнающего вождя и учителя.

Но еще 15 месяцев Ржевский плацдарм продолжал нависать над Москвой. На юге помог Василевский, и немцы убрались сами, отразив перед этим три мощнейших наступления. Либо вождь и учитель просчитался, либо исполнитель не тот оказался, либо сам дуэт не состоялся. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как всех людей обеспечить крыльям

Как всех людей обеспечить крыльям

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

110 лет со дня рождения поэта и прозаика Вадима Шефнера

0
2223
И кажется, что мы не подвели

И кажется, что мы не подвели

Корнелия Орлова

Проект Дмитрия Певцова, посвященный Году лейтенантской прозы

0
2817
Пишите письма

Пишите письма

Яна Любарская

Заметки с полей сражений, признания в любви, трагические переплетения судеб

0
18248
У нас

У нас

0
3566

Другие новости