Молодые медики сейчас обязательно повышают свой профессиональный уровень при поддержке опытных специалистов. Фото Shutterstock
Будущее российского здравоохранения – это не только новейшие технологии и самые современные клиники, но и врачи новой формации – хорошо подготовленные, с широким кругозором, стремящиеся к постоянному самосовершенствованию. Требования к уровню квалификации российских врачей сегодня стремительно растут: изменилась система подготовки в вузах, действующие профессионалы должны постоянно повышать и подтверждать свой уровень. При этом изменения в системе оплаты труда и развитие социальной поддержки врачей направлены на создание достойных условий для профессионалов и привлечение в медицину молодежи.
Но, выстраивая медицину будущего, необходимо прежде всего решить проблемы, пришедшие из прошлого. Наследием
90-х стало падение престижа врачебной профессии, как следствие – недостаток притока в отрасль грамотной и амбициозной молодежи, резкое повышение среднего возраста медицинских работников, большие проблемы с обеспеченностью лечебных учреждений медицинскими кадрами, особенно на селе, появление остродефицитных медицинских специальностей, таких как анестезиолог-реаниматолог, фтизиатр, онколог, рентгенолог.
Для того чтобы обеспечить регионы кадрами, Минздрав создал новую систему планирования подготовки врачей. С 2013 года в РФ используется специальная методика определения потребности регионов в конкретных врачебных специальностях, которая не только устанавливает плановые задания для медицинских вузов, но и привязана к системе целевого набора. Целевой набор в медвузы позволяет постепенно исправлять ситуацию по остродефицитным специальностям и обеспечить кадрами сельскую медицину. Опыт последних лет показал оправданность и востребованность целевой подготовки как регионами, так и абитуриентами: ее эффективность по регионам сейчас не ниже 88%.
Весомый вклад в увеличение количества врачей в сельской местности внесла и специальная программа «Земский доктор», предоставляющая молодым врачам, выбравшим работу в малых населенных пунктах, бесплатное жилье и подъемные. Благодаря этой программе в сельские медучреждения с 2012 года пришли работать более 26 тыс. молодых специалистов. В 2018 году на федеральном уровне будет запущена программа «Земский фельдшер», которая уже успешно прошла тестирование.
В 2016 году число терапевтов и педиатров, работающих в амбулаторном звене, впервые за последние годы увеличилось на 825 человек, а число дефицитных узких специалистов – на 1668 человек, то есть почти на 2%. При этом за несколько лет удалось значительно снизить коэффициент совместительства, который долгое время оставался неизменным.
В 2017 году все выпускники медвузов впервые проходили специальную процедуру допуска к профессиональной деятельности – первичную аккредитацию. Она представляет собой комплексное испытание, определяющее уровень теоретической подготовки выпускника, его владение профессиональными навыками и уровень клинического мышления. Аккредитация принимается независимыми комиссиями с участием практикующих врачей. Успешно прошедшие аккредитацию выпускники получили право сразу после вуза приступить к профессиональной деятельности на определенных позициях в первичном звене медучреждений. В результате, по данным Минздрава, в этом году впервые с 80-х годов прошлого века сразу после окончания вуза трудоустроено более 3,3 тыс. терапевтов и педиатров. «В этом году 20% выпускников (те, кто учился по целевой подготовке) вышли сразу в первичное звено, и это во многом решило проблему во многих регионах», – отметила глава Минздрава Вероника Скворцова.
Система аккредитации выпускников была учреждена не сама по себе. Ее внедрение завершило переход медицинских вузов на новые стандарты обучения: более ориентированные на реальную врачебную практику и предусматривающие регулярную модернизацию для включения в программы обучения студентов новых подходов и технологий. По окончании ординатуры молодым специалистам предстоит пройти еще и первичную специализированную аккредитацию, дающую право работать по медицинской специальности, полученной в ординатуре. Затем раз в пять лет надо будет проходить реаккредитацию, подтверждая свой профессиональный уровень и владение новыми знаниями и навыками, полученными в системе непрерывного медицинского образования. Для этого Минздрав разработал и запустил Единый образовательный портал, который предоставляет широкий выбор образовательных и тренинговых программ как онлайновых, так и очных. Сегодня порталом уже пользуются более 270 тыс. врачей, для которых доступны более 13,5 тыс. образовательных проектов – это программы теоретической и практической подготовки, стажировки в ведущих клиниках и симуляционное обучение.
Внедрение современных технологий изменяет условия труда врачей. По всей стране создаются новые медицинские центры, оснащенные современным оборудованием, все больницы и поликлиники подключаются к скоростному Интернету, создаются федеральные базы медицинских данных, внедряются телемедицинские системы. Профессия врача все более превращается в одну из самых современных. Это очень важно для молодежи, давно перешедшей на «ты» с компьютерными технологиями.
Минздрав предпринимает серьезные усилия для повышения и материальной привлекательности профессии врача. В этой области предстоит еще много работы, но прогресс уже есть. C 2012 года среднемесячная зарплата врачей увеличилась более чем на 48%, среднего медперсонала – на 46%, младшего медперсонала – на 75%.
В результате всех этих изменений, происходящих в здравоохранении, престиж профессии врача в последние годы стремительно растет. Конкурсы в медвузы снова одни из самых высоких, а по данным опроса, проведенного ВЦИОМом в уходящем году, медицинская профессия вышла на первое место по популярности: 35% родителей хотели бы видеть своих детей врачами.