0
20036
Газета Идеи и люди Интернет-версия

13.05.2024 17:34:00

Биробиджан далекий и близкий

90 лет назад на Дальнем Востоке была образована Еврейская автономная область

Александр Локшин

Об авторе: Александр Ефимович Локшин – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: дальний восток, еврейская автономная область, биробиджан, история создания, советский союз


дальний восток, еврейская автономная область, биробиджан, история создания, советский союз Идея создания «еврейской страны» в Приамурье получила поддержку в СССР и вызвала интерес за рубежом. Фото 1930-х годов из собрания Российского этнографического музея

К началу 1920-х годов в результате погромов, голода и эпидемий в период Гражданской войны на еврейское население Советской России обрушились тяжелые испытания. Для преодоления кризиса новая власть приступила к массовому переселению из умиравших местечек десятков тысяч ремесленников и мелких торговцев на земли в основном в южной Украине и северном Крыму.

Большая задача

В 1924 году постановлением Президиума ЦИК СССР учрежден Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). В 1925 году создано и Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР (ОЗЕТ). Перед ОЗЕТ ставились задачи пропаганды и сбор средств в СССР и за границей.

В 1926 году на конференции ОЗЕТ председатель ВЦИК Михаил Калинин поддержал создание Крымской еврейской республики. В газете «Известия» он писал: «Евреи по воле истории привыкли жить в мягком южном климате… Поэтому в первую голову правительство стремится их расселить… в тех местах, где они живут, а также переселять в такие районы, где климат и все остальные условия не резко разнятся от их прежнего быта».

В этом Калинин видел важный этап в реализации «большой задачи» – сохранения еврейской национальности. Предварительным условием было превращение значительной части еврейского населения в «компактное население, измеряемое по крайней мере сотнями тысяч».

В еврейском землеустройстве в СССР участвовали десятки тысяч. Еврейские колонисты безвозмездно получали земельные участки, семена, породистый скот, сельскохозяйственную технику из-за рубежа. Но ряд обстоятельств не содействовал созданию еврейской автономии на юге страны. Противником проекта выступил нарком земледелия РСФСР Александр Смирнов. В феврале 1924 года он обратился с письмом в ЦК РКП(б): «Образование автономной еврейской единицы на чуждой территории из пришлых элементов явится совершенно искусственным и самым резким образом разойдется с принятым порядком образования автономных областей в СССР».

В обзорах ОГПУ той поры фиксировался рост антисемитских настроений, особенно в Крыму. Однако кампания по переселению евреев продолжалась. Созданы еврейские национальные районы на юге Украины и в Крыму. Перед началом Второй мировой войны численность евреев в Крыму была более 65 тыс., что составляло 5,8 % населения полуострова. Переселение в Крым происходило до 1938 года. Однако власти не могли игнорировать обострение межнациональных отношений, рост антисемитских настроений.

В еврейскую страну!

Весной 1927 года по предложению КОМЗЕТ организована экспедиция для обследования в качестве переселенческого фонда приамурской полосы Биробиджанского района Дальневосточного края. Этот регион советскому руководству представлялся оптимальным во многих отношениях. Слабозаселенные земли, богатые залежами графита, золота, марганцевой и железной руды, открывали возможности заняться национальным обустройством, решалась и проблема трудоустройства для многих тысяч разорившихся еврейских ремесленников, кустарей и торговцев. С ростом численности населения на дальневосточных рубежах повышалась надежность охраны государственной границы СССР. Это было важно, учитывая тот факт, что вооруженные силы Японии агрессивно действовали в соседней северо-восточной китайской провинции Маньчжурии. Принимая во внимание это обстоятельство, а также и соображения политической, экономической и пропагандистской целесообразности, в марте 1928 года ЦИК СССР принял постановление. В нем, в частности, говорилось: «Закрепить за КОМЗЕТ для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края, включающих Биро-Биджанский, в следующих примерно границах: по реке Амур… и по реке Хинган… а на востоке по линии западнее г. Хабаровска... при благоприятных результатах сплошного заселения означенного района трудящимися евреями – иметь в виду возможность образования на территории указанного района еврейской национальной административно-территориальной единицы».

Идея о создании на Дальнем Востоке «еврейской страны» получила широкую поддержку в советской печати, вызвала интерес и за рубежом.

Вскоре в район железнодорожной станции Тихонькая – будущего административного центра еврейской автономии г. Биробиджан прибыли первые эшелоны с переселенцами. Со станции Тихонькая в мае 1928 года телеграфировали в Москву: «Прибывают 165 переселенцев. Срочно вышлите палатки. Люди болеют. Настроение крайне напряженное. Дайте распоряжение занять клубы, школы. Фуража и продовольствия совершенно нет. Лошади и переселенцы голодают».

В 1930 году Дальний Восток посетил писатель Виктор Финк. Он писал: «Я ехал в Биробиджан, в далекий и загадочный край между Амуром, Бирой и Биджаной, – туда, где в тайге расселяются евреи из украинских и белорусских местечек. Как-то они там?.. Искатели «еврейского счастья», изможденные герои еврейских анекдотов, еврейская голытьба, сутулая от нищеты и горя».

По дороге в еврейскую коммуну ИКОР он встретил парня, который приехал в Биробиджан и «провел здесь самый мучительный период, когда разбегались все, а оставались только фанатики. Он остался, перенес дожди, наводнение, гнус, голод, падеж скота, морозы, развал, деморализацию и склоку… Коммуна Икор состоит из 16 парней… Если бы не революция, эти парни, пожалуй, сидели бы сегодня в ешиботах и зубрили казуистику талмуда… бывшие худосочные мальчики из еврейских местечек, ставшие пастухами на Амуре… мальчишки, рожденные быть хилыми, служками в синагогах... ловили кету на стремнинах дикой Тунгуски».

Писатель не мог пройти мимо и крайне тяжелого положения, в котором оказались новоселы: «Еврей едет в Биробиджан… По положению переселенец может провести в бараке не больше трех дней… Но трехдневный срок существует только на бумаге. Люди живут в этих бараках… в них гниют по два, три месяца. Внутри барака… в невероятной скученности и грязи валяются вповалку десятки чужих между собой людей. Здесь и холостяки, и молодые женщины, и старики, и многодетные семьи с грудными младенцами. Это не переселенческий барак. Это курсы по подготовке в сумасшедший дом… Сомнения вокруг Биробиджана еще не улеглись… Процент обратничества, достигающий до 70, еще служит аргументом против биробиджанской идеи».

И все же очерки Финка отличал оптимизм: «Каждый оставшийся в Биробиджане колонист – живое свидетельство и привлекательных свойств этой страны, и могучей воли еврейской массы к труду и к жизни… если в Биробиджане осело все же 1200 человек, если значительная часть ест уже свой хлеб, если загорелось в тайге хоть несколько электрических лампочек, то экзамен выдержан».

Образование автономной области

7 мая 1934 года Президиум ЦИК СССР принял постановление о преобразовании Биробиджанского района в автономную Еврейскую национальную область с предоставлением ей всех прав, установленных советским законодательством для автономных областей, входящих в состав РСФСР. Это решение было принято, хотя численность евреев на тот момент в области составляла 8 тыс. из всего населения более чем в 50 тыс. На состоявшейся встрече с представителями московских предприятий и работниками еврейской печати Калинин заявил: «Образование такой области в наших условиях есть единственный способ нормального государственного развития национальностей… Я оптимист и думаю, что со временем создастся настоящая, хорошая, мощная еврейская область».

Во многих публикациях советские власти указывали, что учреждение еврейской автономии является коммунистическим ответом на сионистский проект в Палестине. Редакционная статья в «Известиях» от 10 мая 1934 года заявляла: «Не сладенькие разговоры о «земле обетованной», не националистический обман, а подлинную пролетарскую помощь дает страна строящегося социализма всем народам, ее населяющим, в том числе и еврейскому».

В сентябре 1935 года правительство приняло секретное постановление «Об утверждении правил о порядке въезда из-за границы в СССР трудящихся евреев на постоянное жительство в ЕАО». В нем указывалось: «Разрешить въезд из-за границы лишь лицам, принявшим гражданство СССР. Заявления о желании принять гражданство СССР и переселиться в ЕАО подаются евреями-иностранцами в Консульский отдел Полпредства СССР соответствующей страны. Необходимые заключения по заявлениям органы НКВД дают в месячный срок с момента их подачи».

К переселению допускались рабочие, служащие, кустари, имеющие квалификацию, а также земледельцы, не пользующиеся наемным трудом и физически здоровые. С 1933 по 1937 год в биробиджанский район приехало 23 300 человек, остались 13 500, что составляло почти 65% переселенцев. В 1936 году евреи составили 23% от общего населения (18 из 76 тыс.). Однако с 1937 года поток переселенцев резко сократился. К тому времени в области жили 1973 еврейских иммигранта, приехавших из прибалтийских государств, Польши, Аргентины, Франции и даже Палестины.

«Биробиджан превратили в западню…»

В область приехала дипломированная интеллигенция из Харькова, Киева и Одессы, молодые учителя, врачи, деятели культуры. В октябре 1934 года в Биробиджан из Киева был направлен историк, член-корреспондент Украинской академии наук Иосиф Либерберг. На областном съезде Советов он был избран председателем облисполкома. По его инициативе были приняты меры, направленные на развитие хозяйственного и культурного строительства. Приступила к работе созданная в 1935 году комиссия по изучению производительных сил ЕАО. Началась подготовка к проведению в Биробиджане научной конференции по языку идиш, были приняты решения по употреблению идиша наравне с русским как официального языка области. Собран и подарен библиотеками СССР и зарубежья богатейший книжный фонд еврейской литературы. В ЕАО разворачивалось большое строительство промышленных предприятий, начали работать кирпичные заводы, велось жилищное строительство, открылись артели и мастерские, учебные заведения. В 1939 году число евреев в сельских районах ЕАО достигло 4400 человек, что составляло 10% сельского населения края. В районе начали развиваться организации потребительской кооперации. Издавались две газеты на еврейском и русском языках – «Биробиджанер Штерн» и «Биробиджанская звезда», литературно-художественный и общественно-политический журнал «Форпост». Заложен базис местной промышленности, ориентированной в основном на добычу и обработку имевшихся в регионе полезных ископаемых и лесных ресурсов. Однако многое из намеченного осуществить не удалось.

Сильный удар по становлению и развитию еврейской автономии нанесли массовые репрессии. В августе 1936 года Либерберга арестовали. На закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР 7 марта 1937 года Иосиф Либерберг как «враг народа, немецкий и японский шпион» был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. «Биробиджанская звезда» заклеймила его как «заклятого врага», скрывшего свою контрреволюционную деятельность. Подверглись репрессиям тысячи жителей ЕАО, руководители города и области, рядовые труженики.

Не удержался в своей должности и первый секретарь обкома ВКП(б) Матвей Хавкин. В мае 1937 года его исключили из партии. В июле 1937 года арестовали. Допросы сопровождались зверскими пытками. Он был обвинен в антигосударственной деятельности, привлечен к уголовной ответственности и приговорен к 15 годам лагерей.

Ликвидирована коммуна ИКОР, в которой работало немало зарубежных переселенцев. Масштабная кампания тех лет – борьба с сионизмом. В феврале 1936 года «Биробиджанер Штерн» напечатала статью «Биробиджан – могила сионизма»: «Растет сильное влияние Советской России на мировой пролетариат и на еврейских трудящихся в капиталистических странах, особенно благодаря существованию Еврейской области… Наш Советский Союз – могила для всего капиталистического мира, а Биробиджан к тому же – могила для сионизма».

Участник и свидетель многих ярких и драматических событий в истории еврейской автономии педагог Эстер Розенталь-Шнайдерман приехала в Биробиджан в 1935 году. Она вспоминала: «Чем сильней борьба с сионизмом, тем сильней дрожат биробиджанцы: хоть бы не попасть в список подозреваемых в симпатии к сионистам». Многие были охвачены паникой и испытывали страх. Это были те, кто работал с Либербергом еще до приезда в ЕАО. Другие ожидали ареста как «японские шпионы». Это и те, кто когда-то был заподозрен близости к троцкизму. Еще одна группа – кто в свое время состоял в какой-либо еврейской партии. А еще – энтузиасты, приехавшие строить еврейскую страну из капиталистических государств. В основном они и стали первыми жертвами массового террора.

Розенталь-Шнайдерман, опираясь на собственный опыт, пришла к выводу: «Биробиджан превратили в западню, предназначенную для физического уничтожения евреев, особенно приехавших добровольно энтузиастов».

Уже к концу 1930-х годов стало ясно, что проект не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Развитию области мешала удаленность от районов основной концентрации еврейского населения и центров страны, отсутствие исторической связи с выделенной территорией, тяжелые климатические условия, ошибки планирования, скудные бюджетные ассигнования, отъезд еврейской молодежи на крупные стройки, чистки в руководстве Еврейской автономной области и среди специалистов (в том числе бывших иностранцев).

Евреи составляли явное меньшинство в ЕАО. Идея с переходом всего делопроизводства в области на идиш оказалась неосуществимой. Однако Каганович во время пребывания в Биробиджане в феврале 1936 года заявил о необходимости ускорить процесс переселения еврейских масс в область. Более того, в августе 1936 года Президиум ВЦИК отметил, что план по превращению биробиджанского района в еврейскую национальную автономию полностью себя оправдал. Надежда на возобновление массового еврейского переселения в ЕАО появилась в 1939–1940 годах в связи с присоединением Советским Союзом новых земель на западе. В 1940 году начали разработку плана по переселению в ЕАО 45 тыс. евреев-беженцев из Польши, оккупированной нацистской Германией. Но из-за недоверия властей к иностранцам эта идея не была осуществлена, а с началом Великой Отечественной войны потеряла актуальность.

Образование Еврейской автономной области в мае 1934 года стало апогеем советских территориальных начинаний по отношению к евреям. Но создать в области еврейское большинство, необходимое, чтобы считать эксперимент успешным, не удалось. По переписи 1939 года в ЕАО было не более 16% евреев, а в Биробиджане – 35%. Другой, еще более амбициозный проект – создание еврейской автономной республики – на стадию практического осуществления так и не вышел.

Робкие надежды на возрождение

После войны еврейское население Биробиджана увеличилось на треть и к концу 1948 года составляло 30 тыс. человек, достигнув максимума за всю историю области. В декабре 1945 года первый секретарь обкома партии Александр Бахмутский и председатель облисполкома Михаил Зильберштейн обратились к Сталину с просьбой оказать области социально-экономическую поддержку, а также преобразовать ее в автономную республику. Эти надежды не оправдались. Но помощь области была оказана.

В январе 1946 года принято постановление «О мероприятиях по укреплению и дальнейшему развитию хозяйства Еврейской автономной области» и в апреле – решение секретариата ЦК «О мерах помощи обкому ВКП(б) Еврейской автономной области в организации массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения». Было создано областное газетно-книжное издательство. «Биробиджанер Штерн» стала выходить три раза в неделю, а газета «Биробиджанская звезда» увеличила тираж и объем. В область в 1946–1948 годах прибыли несколько эшелонов с еврейскими переселенцами. Многие надеялись, что открывается новая страница в развитии экономики и культуры автономии. Однако в стране началась кампания борьбы с «буржуазным национализмом и космополитизмом». В феврале 1949 года прекратились передачи Московского международного радио на идише. В ЕАО были закрыты синагога, издательство, полностью прекращено преподавание еврейского языка и литературы в школах. В июне 1949 года Сталин подписал протокол заседания Политбюро ЦК «Об ошибках секретаря обкома Еврейской автономной области Хабаровского края т. Бахмутского А.Н. и председателя облисполкома т. Левитина М.Е.». Указывалось, что «руководители партийной и исполнительной власти допустили серьезные политические ошибки в идеологической работе и хозяйственном строительстве, примиренчески относятся к фактам проявления буржуазного национализма, в области орудовала группа националистов, пропагандировавших сионистско-националистические взгляды. Тов. Бахмутский в своих печатных и устных выступлениях утверждал, что Еврейская область строится и будет построена только руками евреев и пропагандируя прожектерские планы о преобразовании области в союзную республику». Бахмутский и Левитин были сняты со своих постов. Были арестованы и осуждены. В 1952 году Бахмутский был приговорен к расстрелу. Вскоре приговор заменен на 25 лет лишения свободы. По обвинению в буржуазном национализме были арестованы и многие представители немногочисленной местной творческой интеллигенции. Прекратил свою работу Биробиджанский государственный театр им. Кагановича.

Во второй половине 1950-х – 1960-е годы в центральной печати о ЕАО практически ничего не публиковалось. Лишь в 1958 году, в 25-летнюю годовщину области, вещавшее за рубеж Московское международное радио подготовило несколько передач о ЕАО. После Шестиднедневной войны 1967 года и с началом распространения эмигрантских настроений в своей пропаганде советская власть обратилась и к биробиджанской теме. Важная роль в проведении подобных мероприятий отводилась Камерному еврейскому музыкальному театру (КЕМТ), созданному по постановлению Совмина РСФСР в 1977 году. Художественным руководителем стал балетмейстер, актер и композитор Юрий Шерлинг. Первой работой театра стала опера-мистерия «Черная уздечка белой кобылице». Премьера состоялась в 1978 году в Биробиджане.

«Сохранить еврейское существование в советской действительности»

После долгого перерыва в конце 1980-х годов наступила пора некоторого оживления культурной жизни в области. Возрождалась религиозная жизнь, проводилась работа по обучению и возрождению идиша, открылся филиал Института национальных проблем образования Министерства образования и науки, работает Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН. Создан и пополняется сайт «Историческое и культурное наследие ЕАО» – наиболее полное хранилище информации об истории, культуре, экономике и социальной сфере области. Проводятся международные фестивали еврейской культуры и искусства.

В 2004 году начались богослужения в новой биробиджанской синагоге «Бейт Менахем». Кроме прихожан синагогу на экскурсиях посещают горожане и гости Биробиджана. В 2012 году возобновилось издание на русском и идише литературно-публицистического альманаха «Биробиджан». Издание осуществляется на русском и идише при поддержке правительства Еврейской автономной области. Альманах играет заметную роль в сохранении и популяризации еврейской культуры и языка идиш.

С 1990-х годов началась эмиграция из ЕАО в Израиль и другие страны. В Израиле сейчас проживает более 20 тыс. бывших биробиджанцев, многие из них поддерживают тесные связи друг с другом и со своими земляками в России.

В своих воспоминаниях журналист Григорий Винокур, работавший в 1930-е годы в ЕАО, писал: «Не нужно думать, что Биробиджан «высосан из пальца». За идею заплатили многие своей жизнью, лучшие люди… искали возможность сохранить еврейское существование в советской действительности… Биробиджан, самостоятельная страна в рамках системы советских республик… – вот это и могло решить еврейский вопрос в России». 


Читайте также


Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Михаил Сергеев

Отраслевые спады в регионах банкиры описывают как замедление экономической активности

0
3244
Путин во Владивостоке проведет совещание по развитию ТЭК на Дальнем Востоке

Путин во Владивостоке проведет совещание по развитию ТЭК на Дальнем Востоке

0
1355
ФАС поручено изучить высокую разницу цен на независимых АЗС на Дальнем Востоке относительно станций ННК

ФАС поручено изучить высокую разницу цен на независимых АЗС на Дальнем Востоке относительно станций ННК

0
1143
Подмосковный голос спасения

Подмосковный голос спасения

Георгий Соловьев

Система-112 стала ключевым помощником для жителей и гостей региона в любых экстренных ситуациях

0
6459

Другие новости