Мы все себя по Маяковскому меряем. Фото РИА Новости
Из зала: Маяковский! Ваши стихи слишком злободневны. Бессмертие – не ваш удел.
Маяковский: А вот зайдите через тысячу лет, там и поговорим!
ЮНЕСКО утвердило перечень литературных юбилеев в 2018 году, которые предлагается отмечать на всемирном уровне. Из числа русских писателей это – 150-летие со дня рождения Максима Горького, 200-летие со дня рождения Ивана Тургенева и 100-летие со дня рождения Александра Солженицына.
Но в 2018 году будет еще один знаменательный юбилей – 19 июля исполнится 125 лет со дня рождения всемирно известного поэта Владимира Маяковского. В незапамятные советские времена его даже всегда упоминали с присвоенным вождем званием «лучший и талантливейший поэт советской эпохи». И что же? Советская эпоха закончилась, и его теперь нужно забыть и уж, конечно, не чествовать в юбилейные даты? Так, по-видимому, считают составители списка российских юбилеев, представленного на утверждение в ЮНЕСКО. А как же относится к этому общественность?
Институт мировой литературы им. А.М. Горького, Литературный институт им. А.М. Горького и Государственный музей В.В. Маяковского запланировали проведение 18–20 сентября в Москве Международной научной конференции «Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве». В программе конференции 86 докладов. Среди докладчиков 24 представляют зарубежные страны: Армения, Бразилия, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Латвия, Сербия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Эстония. Остальные из России: Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Махачкала, Новосибирск, Саратов, Томск. Проведение этого форума внесет, несомненно, значительный вклад в развитие маяковсковедения.
Несколько неожиданным было объявление в марте Организатором архитектурных конкурсов ICARCH (International Competitions in Architecture) US Международного архитектурного конкурса «A House for Vladimir Mayakovsky / Дом для Владимира Маяковского». Организатор говорит:
«…Маяковский был квинтэссенцией «революционного поэта». Поэт, который не искал спокойного убежища в башне из слоновой кости, а торопился выйти на улицу. Пока в мире есть такие поэты – есть надежда. Да, у нас теперь невероятное количество смертоносного оружия, само существование которого может стереть из нашего словаря слово «поэт». Но, как говорится, «поэты всегда правы в конце». Но каким может быть этот конец? Будем надеяться, что поэты, это люди с тонкой душой, будут продолжать изыскивать средства и возможности для борьбы с охватившим человечество стремлением к саморазрушению. Быть активным социально, политически, а не только культурно или духовно, значит жить здесь и сейчас на этой неспокойной земле.
Сейчас, когда распространение музеев стало почти навязчивым и мы стали забывать, что, по сути, музеи – это мертвые святыни, самое время вспомнить слова Маяковского, говорившего, что искусство не должно концентрироваться в мертвых святынях, называемых музеями. Оно должно быть повсюду – на улицах, в трамваях, фабриках, мастерских и домах.
Маяковский, безусловно, мечтатель. Но что бы мы делали без таких мечтателей?
Мы не можем создать жизнь заново! И здесь опять стоит вспомнить слова Маяковского: «Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».
Придумайте свой Дом для Владимира Маяковского, для великого поэта, который любил жизнь всем сердцем.
К участию приглашаются: архитекторы, дизайнеры, студенты и все желающие.
Сроки: Регистрация до 1 июля 2018 г. Подача работ до 1 июля 2018 г.
Призы: Все представленные на конкурс работы будут опубликованы на сайте организатора.
Лучшие работы будут представлены на выставке в Erasmus Haus в Вене, которая начнется в день рождения Маяковского – 19 июля».
А какие юбилейные мероприятия уже проведены, проводятся сейчас и еще будут проводиться?
В Москве
Уже в январе в «Гоголь-центре» состоялась премьера спектакля «Маяковский. Трагедия», поставленного режиссером Филиппом Григорьяном, в основу которого положена одноименная пьеса самого Маяковского, поставленная в 1913 году, когда в главной роли выступал сам поэт. Сегодня эту роль исполняет Максим Виторган. Это завершающий спектакль проекта театра «Гоголь-центра» под названием «Звезда». Разные режиссеры представили свои портреты-спектакли крупнейших поэтов ХХ века: Пастернака, Ахматовой, Мандельштама, Кузмина, и в заключение цикла – Маяковского. Зрители очень тепло приняли премьеру нового спектакля.
Несомненно, ярким событием в череде юбилейных мероприятий стала состоявшаяся 13 апреля премьера: «Маяковский. Городской мюзикл» – яркий совместный проект «Театра Луны» и некоммерческой организации «Музыкальное сердце театра» – попытка переосмыслить идеи и жизнь великого поэта с учетом опыта всего ХХ века, а также понять, какой он – Маяковский нашего времени. «Театр Луны» под руководством Сергея Проханова славится смелыми экспериментами и инновационными сценическими решениями. Либретто написали Александр Лебедев и Алексей Шошев, последний также выступил в роли композитора. Режиссер-постановщик Александр Рыхлов, продюсер Дмитрий Калантаров. В главных ролях заняты в разных составах: Андрей Школыдченко и Артем Крестников (Маяковский), Ирина Медведева и Юлия Железняк (Лиля Брик), Дмитрий Новицкий и Алексей Кондрахов (Игорь Северянин).
Действие развивается динамично. В спектакле отражены отношения Маяковского с его Музой – Лилей Брик, ее супругом Осипом, с актрисой Норой Полонской. Рефреном на протяжении всего мюзикла идет противостояние Владимира Маяковского с Игорем Северяниным. Вся постановка пронизана многогранной поэзией Маяковского и глубиной его личности.
Ближайший показ мюзикла на «Лунной сцене» 7 июня, а потом его организаторы запланировали гастрольный тур. Он повторит часть маршрута исторической «Олимпиады российского футуризма» 1913 года, который совершили Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Игорь Северянин.
С 23 апреля по 12 августа в московской галерее «На Шаболовке» проводится выставка «Маяковский. Универсальный ответ записочникам» (см. «НГ-EL» от 14.06.18), подготовленная Российским государственным архивом литературы и искусства и Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля.
С 15 по 23 мая в Москве проходил городской фестиваль «Дни Авангарда. Левый фронт искусств», посвященный 125-летию Маяковского. Цель его – популяризация темы искусства русского авангарда, представление ее для широкой аудитории как одного из главных явлений культуры ХХ века. Лейтмотивом стало творчество Владимира Маяковского.
Маяковский – универсальная фигура эпохи авангарда, ее модель и символ. В рамках весьма обширной и многоплановой программы фестиваля – экскурсии, спектакли, концерты, кинопоказы и лекции литературоведов, культурологов, историков и социологов, которые представляют Маяковского в контексте футуризма и практики авангарда. В программе фестиваля: экскурсионные маршруты (в том числе на велосипедах) по местам, где жил поэт, по конструктивистским районам и зданиям. В Новом пространстве Театра Наций состоялся кинопоказ фильма «Октябрюхов и Декабрюхов» со специально написанной к фестивалю музыкой в исполнении Сергея Летова и Аркадия Марто. В театре «Театральный особнякЪ» прошли читка и лекция «Маяковский. Трагедия в стихах». В Культурном центре ЗИЛа прозвучали лекции «Александр Родченко и фотографический горизонт русского авангарда», «Рождение и смерть постсоветской литературной сцены» и многие другие.
23 и 27 мая в лектории павильона «Рабочий и колхозница» на ВДНХ сотрудницами Государственного музея В. Маяковского Мариной Кошелевой и Галиной Антиповой в рамках Летней образовательной программы ВДНХ прочитаны лекции цикла «125 лет с Маяковским»: «Владимир Маяковский. Триумф и трагедия» и «Стихи и книги Маяковского: от книги футуристической к книге конструктивистской».
В Программе 4-го книжного фестиваля «Красная площадь», проводившегося 31 мая – 4 июня, три мероприятия, посвященные Маяковскому: презентация книги Патриции Дж. Томпсон, дочери В. Маяковского – «Маяковский на Манхеттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс»; актер Валентин Гафт со сцены в шатре «Художественная литература» прочитал стихи своего любимого поэта Владимира Маяковского; на Главной сцене была представлена музыкально-литературная композиция «Заболоцкий и Маяковский. Два певца своего времени».
С 1 июня по 21 сентября в Выставочном зале РГАЛИ проходит совместная выставка РГАЛИ и Государственного музея В. Маяковского «Люди с прыгающей походкой», приуроченная к 100-летию Государственной архивной службы России и 125-летию Владимира Маяковского (см. «НГ-EL» от 14.06.18).
В Петербурге
Многоплановая обширная программа «Маяковский на берегах Невы» принята в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского. В 2018 году она отмечает два юбилейных события: 125-летие со дня рождения В.В. Маяковского и 150-летие Центральной городской публичной библиотеки (ЦГПБ) им. В.В. Маяковского.
В личной и творческой биографии Маяковского город на Неве занимает особое место. С ним связаны знаковые для поэта события: издание первого поэтического сборника, футуристические представления, постановка первых пьес, многочисленные поэтические выступления, художественные выставки и многое другое.
В программе «Маяковский на берегах Невы»: спектакль-концерт «Маяковский во весь рост» в арт-кафе «Подвал бродячей собаки»; Михаил Ардов о «Бродячей собаке» и Маяковском; конкурс слоганов «В стиле Маяковского»; выставка «Маяковский haute couture: искусство одеваться» и ряд других мероприятий.
15 июля в Книжном дворике на Фонтанке, где расположена ЦГПБ им. В.В. Маяковского, запланирован праздник «Маяковский-Fest»: театральные постановки, программа «Музыкальный мир Маяковского» в исполнении Санкт-Петербургского концертного камерного оркестра Михаила Эстрина, мастер-классы, встречи с литераторами и «открытый микрофон».
Главным событием фестиваля стала презентация уникального альбома-календаря «Маяковский: Айсберг у берегов Невы, Стикса и иных океанов», выпущенного библиотекой к дню рождения великого поэта. В альбом-календарь вошли стихи, письма, мемуары, дневники, а также плакаты и фотографии 30-х годов ХХ века.
18 июля Санкт-Петербургский социально-общественный Фонд психологического здоровья человека «Перспектива» проводит конференцию «Маяковский – был, есть и будет!». В рамках погружения в самобытное творчество Маяковского пройдет конкурс поэтического чтения «…Я знаю силу слов…» и художественный конкурс рисунка и агитплаката «Маяковский – пою мое отечество!» на стихи поэта среди школьников и студентов. Лучшие рисунки и плакаты будут экспонироваться на выставке с одноименным названием. На пленарном заседании конференции – доклады представителей культуры, искусства о сохранении и популяризации наследия поэта и его значения в современном мире.
20 июля ЦГПБ им. В.В. Маяковского проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «И образ проступает сквозь времени поток». На нее приглашены коллективы, организации, библиотеки, носящие имя В.В. Маяковского, литературоведы, искусствоведы и другие исследователи, работающие с его именем. Цель конференции: формирование сообщества заинтересованных организаций и специалистов города в изучении многогранного творчества В.В. Маяковского для обмена информацией и опытом работы, развития взаимовыгодного сотрудничества.
В других городах
В столице Урала Екатеринбурге с 22 марта до 15 декабря открыта выставка «Маяк и Нора (Маяковский и Полонская)», посвященная последнему роману Владимира Маяковского с актрисой МХАТа Вероникой Полонской. Выставка организована в Музее «Литературная жизнь Урала XIX века» совместно с московским Музеем МХАТа при участии областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского и Музея истории Екатеринбурга. Пространство экспозиции стилизовано под 20-е годы прошлого века. Здесь представлены: театральные костюмы и дневники актрисы, фотографии, архивные документы, письма, записки, театральные афиши. Здесь же модель маузера, из которого застрелился поэт, и факсимильная копия его предсмертной записки.
На открытии выставки прошел премьерный показ спектакля «Труп Маяковского» – дерзкой постановки, созданной силами Объединенного музея писателей Урала совместно с командой Детской киностудии. Действие спектакля разворачивается в квартире Маяковского. Поэт спорит с Норой, пьет шампанское, вспоминает Лилю Брик, декламирует стихи. Зрители словно подглядывают за реальной жизнью, которая вот-вот оборвется, и на полу уже виднеются контуры того, что обозначено в названии спектакля.
В Екатеринбурге также еще в начале марта был подготовлен поэтический моноспектакль «Облако в штанах, или Тринадцатый апостол», в котором актер и поэт Алексей Шестаков читает поэму Владимира Маяковского.
В городе-курорте Кисловодске в первом в России театре русской эмиграции открылся музейный зал, где представлены материалы о Маяковском из архивов Колумбийского и Гарвардского университетов, Библиотеки Конгресса США, собранные профессором, доктором политических и экономических наук, руководителем научно-исторического центра при театре-музее Александром Портнягиным.
«Грядущие люди! Кто вы? Вот я – я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души», – писал Маяковский в 1916 году. «Фруктовый сад души» помнят и чтут в Кисловодске и сегодня. К юбилею поэта театр-музей «Благодать» поставил новый спектакль «Громаду лет прорвав», а также планирует выпустить книгу «Маяковский, которого мы не знаем».
Праздничные мероприятия, посвященные великому русскому поэту, уже стартовали в Кисловодске. Балкон гостиницы «Гранд-отель», где останавливался поэт в 1927 году, на несколько часов превратился в поэтическую площадку. Кисловодчане смогли услышать бессмертные произведения Владимира Маяковского.
В Кирове (бывшая Вятка) в музее А.С. Грина открылась выставка «Я знаю силу слов», посвященная пребыванию на Вятской земле Маяковского, Горького и Демьяна Бедного – писателей, у которых на 2018 год приходятся юбилейные даты.
Владимир Маяковский, приехав в Вятку в феврале 1928 года, сделал здесь три публичных выступления: в городском театре, на губернском съезде профсоюзов, в Вятском пединституте им. В.И. Ленина. О Вятке он сохранил на всю жизнь самые лучшие воспоминания: «Такой небольшой город, а сколько удовольствия!»
Впервые на выставке представлены редкие документы из фондов Кировского областного краеведческого музея, Государственного архива социально-политической истории Кировской области и др. Среди экспонатов: документы, письменные источники, фотографии, письма, книги и газеты, раскрывающие малоизвестные факты жизни и творчества этих писателей, а также предметы культуры, повседневного быта конца XIX – начала ХХ веков. В экспозиции воссоздана живая история СССР 1920–1930-х годов с ее атрибутикой: знаменами, транспарантами, афишами, портретами.
А в зауральском Кургане юбилейные мероприятия, посвященные Маяковскому, совместили со ставшей традиционной акцией «Библионочь». На часах семь вечера, в фойе библиотеки встречает Владимир Маяковский (пускай и картонный), где-то звучат строчки: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» Почувствовать себя Владимиром Маяковским легко. Достаточно взять в руки строки из его стихов, распечатанные на бумаге, и создать собственное поэтическое произведение. Мастерская стихов «Я себя» пользовалась популярностью у участников акции «Библионочь». Культурная бессонница была посвящена 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского и 70-летнему юбилею курганской библиотеки, носящей его имя.
Такие же или подобные им юбилейные мероприятия прошли и пройдут во многих других российских городах и населенных пунктах, а также за рубежом. Более подробную информацию о них можно будет собрать только по окончании 2018 года.
Юбилейные мероприятия продолжаются… И в преддверии 125-летия со дня рождения Маяковского мы с полным правом можем сказать от имени всех его читателей-почитателей: «С юбилеем вас, дорогой Владимир Владимирович!»
Астана (Казахстан)
комментарии(0)