Учителя воспринимают ЕГЭ как оценку их собственного труда, а Рособрнадзор пытается убедить всех, что это неправда. Фото Агентство «Москва»
Очень хороший педагог и мудрый человек как-то спросил: «Сколько гнилых ступенек должно быть в деревянной лестнице, чтобы упасть и сломать голову?» И сам себе ответил: «Достаточно одной». Если представить себе нашу школу в виде лестницы, устремленной в мир порядка, демократии и справедливости, то одной из самых травмоопасных ступеней на ней следует признать единый госэкзамен (ЕГЭ).
Отмечаемое в этом году десятилетие ЕГЭ предоставляет много не лишенной занимательности информации для размышлений именно на эту тему.
Учитывая на редкость благодушный стиль празднования «революционной даты», стоит, видимо, все же напомнить, что особой любовью сограждан нынешний юбиляр не пользовался от рождения. То есть, начиная прямо с того дня, когда появился впервые в пяти регионах в далеком 2001 году (в виде эксперимента). Тогда и началась многосерийная ожесточенная борьба за рост народного доверия к единому экзамену, которая продолжается с переменным успехом и ныне.
Недавно, листая подшивку одного из официальных изданий Минобрнауки РФ за 2007 год (дата вхождения ЕГЭ в штатный режим), наткнулся на редакционную статью, всячески восхваляющую плюсы независимой процедуры оценивания знаний с еще новой тогда аббревиатурой из трех букв. И, наоборот, ругающую на чем свет стоит традиционную оценку, доставшуюся нам «в наследство от советских времен» вместе с технологиями, которые «строились на регламентации и стандартизации», «ограничивали творческий поиск и не способствовали росту рефлексивности учителя».
Особенно забавно выглядят из сегодняшнего дня 10-летней давности упреки педагогам в их упрямом недоверии чиновникам и ведомствам, ответственным за рост народного доверия к ЕГЭ. Ну вот такие, например: «Несмотря на то что Минобрнауки и Рособрнадзор неоднократно заявляли, что результаты ЕГЭ на профессиональную аттестацию учителя или школы в ближайшее время влиять не будут, большинство учителей продолжают воспринимать ЕГЭ как оценку их собственного труда». Ох уж эти учителя, ну никому не верят. Прямо как Станиславский!
И вот минуло10 лет. Что изменилось? Так ли по-прежнему фатально общество раскалывается на сторонников и противников экзаменационной процедуры, призванной его, наоборот (казалось бы!), сплотить?
Среди других свое суждение высказал в связи с круглой датой и признанный «отец» ЕГЭ, экс-глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов.
«Наконец-то мы вправе сказать: «машинка» работает», – заявил он в юбилейном интервью «Учительской газете». «Талантливые дети со всех концов России поступают и учатся в ведущих вузах страны», – добавил многолетний куратор единого экзамена, правда, почему-то позабыв, что понятие «талант» измеряется отнюдь не только по 100-балльной шкале беспристрастного теста.
При этом экзамен, по словам его главного разработчика, «поддерживает уже более половины населения страны». Спикер отнес этот успех исключительно на счет команды Сергея Кравцова (нынешнего руководителя Рособрнадзора).
Очень хочу ошибиться, но все это странно в высшей степени. Ибо согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМа в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках девяти федеральных округов РФ, 70% наших соотечественников считают, что, наоборот, «после введения ЕГЭ качество подготовки и знаний учащихся ухудшилось». Столько же полагают, что «на экзамене только натаскивают на прохождение тестов». 68% говорят, что «ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности учащихся», а 67% уверены, что проверка знаний ребят при помощи вышеозначенной «машинки» становится формальной, поверхностной.
А его популярность, согласно главному эксперту по ЕГЭ, все равно растет. Разве не чудо?
Вспоминаю, по контрасту, опыт организации того же испытания в Южной Корее. За эскалацию доверия к судьбоносной процедуре там вообще в отличие от нас никто не борется. Нет, все гораздо проще. В стране, где образование возведено в культ, в течение двух дней ноября, о которых там знает каждый ребенок, самолетам запрещены посадки в аэропортах. Чтобы шум двигателей не мешал испытуемым. Точка! Вот как последователи конфуцианской традиции относятся к своему образованию.
Тем временем уже другой газете, но по тому же «круглому» поводу Виктор Болотов разъяснил, почему недавнее решение Минобрнауки исключить из ЕГЭ задания с выбором вариантов ответа было ошибкой. «Этот механизм, – впервые рассказал он прессе, – помогал слабым ученикам преодолевать минимальный порог. А теперь постоянно приходится понижать планку и упрощать задания, чтобы дети могли получить аттестат...»
Остается понять, как это – при падении качества тестов, знаний выпускников и всего остального, включая вес аттестата, симпатии граждан «к самой процедуре» безальтернативного ЕГЭ неуклонно растут? Может быть, Болотов знает какой-то секрет? Пусть поделится!