0
16880
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

12.07.2017 00:01:00

"Реформа" образования: Несовременно. Непрофессионально. Цинично.

Эмилия Слабунова

Об авторе: Эмилия Эдгардовна Слабунова – председатель Российской объединенной демократической партии «Яблоко», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России.

Тэги: минобрнауки, васильева, образование, реформа, школа, регионы. образовательные программы


минобрнауки, васильева, образование, реформа, школа, регионы. образовательные программы Фото Gettyimages

Министр образования Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу: передачу школ от муниципальных властей региональным. По ее словам, это нужно для укрепления вертикали управления с Минобрнауки во главе, ведь муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. Это позволит создать единое образовательное пространство – привести образовательные программы в разных городах и селах в соответствие с теми, что разрабатываются на федеральном уровне, сказала Васильева.

Такая совершенно циничная постановка вопроса демонстрирует отношение государства к местному самоуправлению (МСУ). В результате нынешней государственной политики оно в нашей стране убито: одно за другим изымают полномочия, а финансово оно обескровлено, так как деньги забирают в вышестоящие бюджеты. При этом МСУ обвиняется в неспособности выполнять те или иные функции. Подобные обвинения безнравственны: верните полномочия, измените межбюджетные отношения, оставьте собираемые на этой территории налоги в том объеме, который позволял бы выполнять закрепленные за МСУ функции, верните честные выборы, в том числе и глав исполнительной власти на местах. Тогда МСУ заработает и успешно справится с любой задачей.

Из выступления министра мы не узнали о главном – содержании реформы. Зато четко поняли цель – повысить управляемость системы. А где гарантии, что планируемые меры действительно приведут к этому? В общем, точно не сомневаться можно только в одном: это повысит управляемость лояльностью, а вот доступность и качество образования – нет.

Яркий пример подобной реформы – реформа здравоохранения. Переподчинение медучреждений привело к тому, что оптимизация стала набирать обороты, больницы и ФАПы закрываться, доступность медицинских услуг снизилась, а достучаться до регионального Минздрава жители отдаленных деревень, поселков и небольших городов не могут. Последняя «Прямая линия» с президентом яркий тому пример. Так случится и с детскими садами, и со школами. Если добиться ремонта школьной столовой, крыльца и т.д. от местной власти жители еще как-то могут, то до министерства, находящегося за сотни километров, докричаться точно не удастся.

Сетования министра на отсутствие у Минобра прямых рычагов влияния удивляют. Потому что у государства этих рычагов влияния достаточно: именно оно утверждает федеральные образовательные стандарты, формирует примерные образовательные программы, осуществляет лицензирование и аккредитацию, издает учебники. Именно государство проводит итоговую аттестацию, ведет подготовку кадров, повышение квалификации, осуществляет надзорные функции.

Васильева говорит о том, что реформа поможет привести образовательные программы школ в соответствие с федеральными программами… Так школы и разрабатывают их на этой основе, а механизм приведения программ в соответствие есть и сейчас – госаккредитация. Именно из региональных бюджетов финансируются зарплаты педагогов и учебники. Зарплата давно в руках государства. Похоже, что министр в полной мере не понимает, как организована жизнь в той сфере, которой она управляет.

Теперь о едином образовательном пространстве, на создание которого подобными мерами надеется министр. Основой его являются не единые учебники и программы, не государственное учредительство организаций и не берущие под козырек перед министром директора и учителя. Оно держится на трех китах: образовательные стандарты, итоговая аттестация и нормативы финансирования, которые обеспечивают качество реализации госстандартов.

И задача Минобра вовсе не в том, чтобы прямо воздействовать на школы и заставить их ходить по струнке. Его задача формировать такие условия, при которых все образовательные учреждения обеспечивали бы развитие детей независимо от места их проживания и состояния региона.

Министр не говорит главного: третий кит еле дышит – государство не обеспечило гарантий реализации стандартов. Такой гарантией может быть только обоснованный норматив подушевого финансирования. Сейчас образовательные стандарты утверждают федеральные органы власти, а регионы должны найти средства на их реализацию, то есть обеспечить государственные гарантии. Но вот сам объем гарантий законом не определяется. Поэтому регионы выделяют средства на образование по остаточному принципу. Имеющиеся в бюджете деньги чиновники делят на количество детей и таким образом получают норматив финансирования. В итоге различаются нормативы между регионами в разы. При этом ответственность у всех директоров и педагогов одинаковая – они должны достичь тех результатов, которые ставятся в госстандартах.

Вот где нужна жесткая позиция государства и Минобра в частности – необходимо установить объем госгарантий в виде минимального норматива финансирования на одного обучающегося в год. В случае недостаточности средств в региональных бюджетах должны включаться механизмы целевых субвенций из федерального бюджета.

Это будет гарантировать качество образования в соответствии с госстандартом детям всех регионов страны независимо от их финансового положения. Кстати, в феврале 2016 года комитет Госдумы по образованию рассматривал подготовленный мной проект, который предусматривал установление такого норматива. Депутаты, сославшись на то, что денег нет, и признав тем самым недофинансированность образования, рекомендовали отклонить законопроект.

Сама постановка вопроса Васильевой показывает полную недееспособность государства, неумение и нежелание выстроить эффективную политику в сфере МСУ, налоговую и бюджетную политику, эффективные межбюджетные отношения, неспособность формировать горизонтальные управленческие структуры и работать в них.

В последние годы всякий раз, когда государство объявляет, что оно возвращается куда-либо, как, например, сейчас в образование, это звучит угрожающе. Сколько реформ уже провалилось: и административная, и местного самоуправления, и МВД, и здравоохранения, и пенсионная. Власть одержима целью самосохранения, тотального контроля и ручного силового управления. Она тянет страну в отсталость и архаику.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
558
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
623
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
610
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
488

Другие новости