Фото GettyImages
Самый молодой в истории Франции президент пригласил в Париж самого спорного для американского истеблишмента хозяина Белого дома. Дональд Трамп будет почетным гостем Елисейского дворца 14 июля. На традиционном дефиле от Триумфальной арки до египетского Обелиска американские военные пройдут чеканным шагом вместе с французскими солдатами и офицерами. А главным украшением парада станет пролет над Елисейскими Полями двух истребителей F-22 Raptor и шести F-16. Thunderbirds («Буревестники») – так называется демонстрационная реактивная эскадрилья Военно-воздушных сил США – специально примчатся с авиабазы Неллис в штате Невада, чтобы показать французам фигуры высшего пилотажа.
Новость о появлении президента США на праздновании национального дня Пятой республики вызвала неоднозначную реакцию. Вплоть до возмущения. Поводом для него стал не факт приезда янки на, казалось бы, чисто французскую церемонию, а – непосредственно фигура Трампа. «Шокирующая инициатива!» – пишет парижская Figaro, подразумевая, что у большинства французов новый хозяин Белого дома пользуется далеко не самой хорошей репутацией. С одной стороны, повод найден стопроцентный: ровно 100 лет назад американцы высадились в Европе и обеспечили решающий перелом в Великой войне (так французы называют Первую мировую). С другой – больно уж не по душе потомкам галло-римлян персонаж миллиардера, ставшего самым влиятельным человеком по обе стороны Атлантики.
Надо понимать, в Пятой республике существует подчеркнуто вызывающее отношение к богачам. Кичиться в Париже собственным гигантским состоянием – вопиющий моветон. За банальный американский вопрос: «Сколько вы стоите?», заданный на берегах Сены, от отпрысков санкюлотов и якобинцев можно и пощечину схлопотать. Нувориш, пошедший в большую политику, у французов обожания не вызывает, напротив – к нему будут подчеркнуто требовательны и строги. То, что «честные буржуа» прощают государственному мужу из лавочников или интеллектуалов, военных или врачей, олигарху или его чаду никогда не простят. А тут – мистер Трамп с его миллиардерской спесью и с женой-красавицей, которую во Франции еще помнят модной манекенщицей с улицы Фобур Сент-Оноре…
На этом фоне Эмманюэль Макрон, послав приглашение чете Трампов, поступил по-гроссмейстерски расчетливо. «Потрясающе многоиграющий политико-медиатический удар», – оценивает ход нового президента Франции Александр Дель Валле, известный франко-итальянский политолог и журналист. И поясняет: «Во-первых, таким образом Франция без переходного периода появляется в узком кругу супердержав. Во-вторых, она захватывает стратегическую инициативу в конкуренции в Европейском союзе с Германией Меркель и доказывает ей, что экономическое лидерство значит сегодня далеко не все. В-третьих, Пятая республика демонстрирует военную мощь в контексте борьбы с «Исламским государством» (запрещено в России. – «НГ») и переговоров в Сирии. И наконец, Франция подтверждает свою приверженность демократическим идеалам – новой религии Запада, авторство на которую оспаривают у нее англосаксы».
Добавим, бретерство по отношению к Трампу Макрон, став президентом, сразу сделал своей политикой. По отношению к смуглокожему либералу Бараку Обаме он бы ничего подобного никогда не позволил – политкорректность не разрешила бы. С Трампом же все можно… На первой встрече двух президентов на саммите НАТО в Брюсселе Макрон при рукопожатии чуть ли не выкрутил кисть американцу, да так – что у того аж косточки на пальцах побелели (подвела снисходительная манера Трампа протягивать руку ладонью вверх; в армрестлинге, практикуемом французскими политиками – чемпионом тут слыл Николя Саркози, – такое непозволительно). Когда же Трамп заявил о выходе Америки из Парижского соглашения по климату, хозяин Елисейского дворца поспешил выступить публично и протроллил рекламный девиз олигарха во время выборов. Превратил слоган Трампа: «Вернем Америке былое величие» – в экологический призыв: «Вернем планете былое величие». Причем произнес свой спич не только по-французски, но и без малейшего акцента по-английски, что позволило американской прессе разразиться унизительной тирадой: «Президент Франции лучше американского владеет языком Шекспира».
«Такого не происходило со времен де Голля, – пришла в восторг парижская пресса. – Искусно обыгрывая исторические, идеологические и национальные символы, Макрон всего за несколько недель превзошел всех своих предшественников со времен генерала». Нельзя не признать, амбициозный президент «нежной Франции» ведет с американским коллегой, который старше его на 31 год, беспроигрышную игру. Если Макрон очарует 14 июля великовозрастного партнера, то наладит близкие отношения с высшей администрацией Штатов. Если же у двух президентов «атомы не сцепятся» – есть у французов такое выражение, – хозяин Елисейского дворца сделается героем в глазах американской оппозиции Трампу, к которой причисляет себя едва ли не вся политическая элита США.
«Политик до такой степени не принимает на веру свои слова, что всегда удивляется, когда другие понимают его буквально», – поучал генерал де Голль. О заветах создателя Пятой республики помнит Макрон. Он демонстративно выступает в роли «защитника Европы» (формулировка Figaro) и никак не желает, чтобы о нем говорили как об «американском проекте». Ибо не так давно в Сети появилось расследование политолога Пьера Иллара о ставленниках во французских эшелонах власти Бильдербергского клуба, представляемого в качестве теневого мирового правительства, и French-American Foundation, американского питомника французских политиков. Их стараниями Макрон был провозглашен в 2012 году «самым перспективным молодым лидером Франции».
Пьер Московиси, в прошлом один из лидеров французских социалистов, а ныне еврокомиссар, комментируя карьерный рост Макрона (и не забывая о его работе в Банке Ротшильдов), сказал: «И был послан американский лифт!..» Разные эти «лифты» у Макрона и Трампа или один и тот же, будет ясно, видимо, очень скоро.