Фото агентства городских новостей "Москва"
В поезде, в самолете, да просто в толпе на улице каждому приходилось слышать: «Есть среди вас врач?» Вопрос этот означает, что кому-то понадобилась срочная медицинская помощь. Большей частью врач находится и большей частью делает, что в его силах, иногда спасая жизнь случайному пациенту. При этом ни самому врачу, ни оказавшимся вокруг людям не приходит в голову, что по существующим законам он не имеет права это делать.
Об этом уже много писали. Сейчас вопрос вновь возник в связи с появлением статьи факультета медицинского права, которая так и называется «Правовые проблемы оказания медицинской помощи вне медицинской организации». В статье говорится о том, что любой медик, оказавшийся вне места своей службы с заболевшим человеком, рискует быть привлеченным к юридической ответственности. Причем в обоих случаях: и если он окажет помощь, и если не окажет.
По российскому закону медицинская помощь оказывается медицинской организацией. Понятия «врач» в законе нет. Оказание помощи возможно только при наличии специальной лицензии. У врачей, кидающихся к плохо почувствовавшим себя пассажирам, как правило, такой лицензии нет.
Вот что сказал обозревателю «НГ» профессор Павел Воробьев: «В самолете, в поезде или на дороге лучше не оказывать помощь при наличии диплома медицинского работника. Если у вас нет диплома – проблем будет меньше. Если вы дипломированный специалист – ждите неприятностей. Если человек умрет или его состояние будет тяжелым, всегда можно обвинить в этом оказывавшего помощь. Но простой человек будет неподсуден, так как он не скован кучей приказов и нормативных документов. А медицинский работник находится под прессом нормативно-правовой базы».
Павел Воробьев отметил, какие возможны проблемы, и привел пример классического случая, о котором говорят студентам на занятиях по судебной медицине: «При непрямом массаже сердца довольно легко сломать ребро и проткнуть печень. Далее, при каждом качке, кровь будет изливаться в брюшную полость, и судебным медиком это кровотечение будет признано прижизненным (так как кровообращение есть, пусть и искусственное). Значит, причиной смерти будет кровотечение из разорванной печени. Или вставка в горло трубки при нарушении дыхания. Нас учат проводить эту манипуляцию подсобными предметами: бритвой, кухонным ножом. Но выживший человек может потерять голос. И кто будет виноват? Врач. Если это не медик – он будет всегда героем, а врач – ответчиком по закону».
Года два назад произошел такой случай. Возвращавшемуся со службы моряку стало в самолете дурно. Как всегда в таких случаях, команда обратилась к пассажирам с вопросом, нет ли среди них врача. Врачи были – два московских кардиолога. Они диагностировали у моряка абстинентный синдром. Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту Екатеринбурга, где пациента встретила скорая.
Вернувшись в Москву, один из кардиологов доктор Антон Родионов опубликовал на своей странице в Facebook отчет об этом. Он написал, что в самолете, кроме аптечки первой помощи, которой может воспользоваться бортпроводник, есть врачебная аптечка. Врачебную аптечку может открыть только врач (или пассажир, назвавшийся врачом). При этом у врача нет на борту самолета юридического статуса врача – ведь в нашей стране лицензируют не медиков, а лечебные учреждения. Однако он несет ответственность за жизнь и здоровье человека, которому вызвался помогать: подписывает протокол, сообщает личные данные, поставленный диагноз, описывает принятые меры и отчитывается за использованные лекарства.
Антон Родионов приводит комментарии, которые оставляли коллеги-медики: «Ребята, вы не врачи в этой ситуации, и не надо. Сидите спокойно, пейте виски в бизнес-классе, наушники поглубже, масочку потуже и не лезьте – а то сами будете виноваты». Эта ситуация абсолютно реальна – спасешь человека, потом спросят за шапочку. Не посадят, но нервы будут трепать очень сильно».
Совет плохой: если позже выяснится, что среди пассажиров был врач, скрывший это, могут наказать за неоказание помощи. Есть такая статья в законе. В общем, куда ни кинь, везде клин. Один хитрый доктор в комментариях написал, что отговаривается в подобных случаях тем, что употребил алкоголь.
Вот еще: врачу, по требованию которого самолет совершил экстренную посадку, может предъявить претензии авиакомпания. Тоже мало не покажется. Понятно, что врачам все чаще не хочется впутываться в ситуацию, когда вместо благодарности получишь повестку в суд.
Проблемы такие возникают не только у нас. В США на эти случаи есть «Закон доброго самаритянина», главный пункт которого: пострадавший, как правило, не может предъявить иск за неправильно оказанную первую помощь, если она оказывалась добросовестно, то есть оказавший помощь действовал в пределах своих знаний и опыта, стремясь обеспечить облегчение положения пострадавшего. Подобные законы существуют и в других странах. Необходим он и в России применительно к российским условиям.
комментарии(0)