Фото pixabay.com
1 августа по всей Польше начались мероприятия, посвященные 74-й годовщине Варшавского восстания. Они будут продолжаться по 2 октября – все 63 дня, пока длилось жестко подавленное фашистами восстание, организованное командованием Армии крайовой и польским правительством в эмиграции.
До сих пор идут неутихающие споры вокруг целесообразности восстания, которое задумывалось как внезапная вооруженная операция против отступающих германских войск. Однако расчет на кратковременное, в течение 3–4 дней, сражение обернулся кровопролитной борьбой на два месяца. Точных данных о жертвах нет, но считается, что общие потери польских солдат и офицеров могут составлять до 10 тыс., а количество погибших среди мирного населения может доходить до 150 тыс. Кроме того, тысячи горожан пропали без вести, а десятки тысяч – угнаны на принудительные работы в Германию или в концлагеря. От столицы остались одни развалины.
В современной Польше политики стараются уходить от анализа ошибочных планов эмиграционного правительства и неумелого руководства восстанием. На первый план выносится «неудержимый порыв к свободе» и даже «моральная победа», которая была якобы одержана во имя предотвращения похода Красной армии далее на Запад и его спасения от советского влияния. Культивируется тезис об отказе СССР в помощи восставшим, хотя поддержка была и огнем артиллерии, и снабжением вооружением и грузами с воздуха советской авиацией. Зафиксированы тысячи самолето-вылетов со сбросом грузов и нанесением штурмовых и бомбовых ударов по противнику. Есть и такие, кто уверен, что если бы не Варшавское восстание, война могла бы закончиться раньше.
Однако у всех толкований есть общий знаменатель: Варшавское восстание в военном отношении было направлено против немецко-фашистских захватчиков, а в политическом – против идущего победным маршем Советского Союза и уже образованного на освобожденной территории Польского комитета национального освобождения, органа исполнительной власти страны. То есть целью вдохновителей кровавой бойни было желание установить свою власть до прихода Красной армии.
Тогда политической демонстрации, в том числе и западным союзникам, не получилось. Теперь же президент Польши Анджей Дуда у памятника Варшавскому восстанию обосновывает те события так: «Поляки были готовы снова иметь собственное государство. Вероятно, этого боялись Советы и сопровождавшие их коммунистические предатели, которые организовали тогда Народную Польшу – иную, чем та, о которой мечтали повстанцы».
В прошлом году Антоний Мачеревич, еще будучи министром обороны, заявил, что варшавские повстанцы боролись с двумя врагами: находящейся на польской земле Германией и Красной армией, которая к тому времени еще не вошла в Варшаву. И уточнил: «Они должны были отбить одновременно двух врагов, которые сговорились против существования польского народа».
По ряду заявлений польских политиков, Варшава продолжает считать Германию и Россию врагами. В канун годовщины восстания Rzeczpospolita опубликовала интервью депутата Сейма от партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС) Аркадиуша Мулярчика. Будучи председателем парламентской комиссии по вопросам военных репараций, он сообщил, что наполовину готов доклад о военных потерях, причиненных Польше Германией. По словам депутата, ключом была оценка материальных и человеческих потерь, но также принимался во внимание утраченный демографический и экономический потенциал. Материалами служили местные архивы и международные источники.
Польскую комиссию совершенно не смущает, что Германия уже несколько раз официально давала понять, что не стоит рассчитывать ни на какие компенсации. У Мулярчика свой резон: «Рассчитываю на их здоровое благоразумие и желание смыть вину за Третий рейх – ведь Германия является его наследником. Если это не принесет результата, то будет необходимо вывести эту проблему на международный уровень и создать коалицию пострадавших государств. Например, Греция сейчас тоже борется за возмещение ущерба от Германии, хотя та использует аргументы, как и в отношении Польши, – мол, давно это было».
Если расчеты с западными соседями Польша ведет в виртуальном пространстве давно, и колонки цифр со многими нулями никого уже не возбуждают, то разворот на Москву в какой-то мере стал неожиданным. Мулярчик вдруг приоткрыл перспективы деятельности возглавляемой им комиссии: «Полагаю, что в следующий созыв Сейма должен быть подготовлен доклад о военных потерях, причиненных советской Россией. Знаю, что такие доклады готовили страны Балтии. Конечно, с их выполнением будет проблема, поскольку сегодняшняя Россия является страной, которая не соблюдает права и международный порядок. Но такой доклад должен быть».
В прошлом году Польша уже поднимала вопрос о претензиях к России как правопреемнице Советского Союза. Страна–освободитель Польши в войне против нацистской Германии современными польскими политиками преподносится как государство-оккупант и соучастник развязывания Второй мировой войны. Все та же «ЗиС» уже сообщала, что в Сейме идет работа над законопроектом о военных репарациях от России. Как известно, российские депутаты и сенаторы дали решительный отпор подобным инициативам. На какое-то время это подействовало. Но видимо, арсенал методов, которыми можно ущемить Россию, не так уж и велик, и все возвращается на круги своя. Причем уже по сложившемуся календарю: в дни очередной годовщины Варшавского восстания.
У польских пользователей Интернета польско-российские отношения всегда вызывают повышенный интерес. Тем более если речь касается абсурдных инициатив политиков. Так случилось и на этот раз. Вот лишь пара комментариев:
«Мулярчик обеспечил себе работу на ближайшие 30 лет. После России он должен заняться репарациями со Швеции за «потоп» и с Турции – за набеги на земли Польши. Искать разные поводы для претензий в отношении других народов, чтобы показать себя важным человеком, который пополняет кассу Польши, – это такой ловкий паразитизм, который дает возможность получать большую прибыль за ничего не значащие достижения».
«Если исполнится идея Мулярчика, то будет так. Германия выплатит Польше компенсации, но Польша должна будет тогда вернуть так называемые возвращенные земли, то есть 1/3 нынешней территории с наиболее развитым хозяйством. От России Польша не получит ничего, ведь на бывших землях, перешедших к СССР, возникли новые государства – Украина и Беларусь. Они не хотят иметь ничего общего с Польшей, которая была оккупантом для местного населения».
комментарии(0)