0
4969
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

12.09.2019 20:30:00

"Нация сверху" против "нации снизу"

Как конфликт образов России привел к самой трагической из последних акций протеста в стране

Сергей Коновалов

Об авторе: Сергей Ильич Коновалов – политолог.

Тэги: протестные акции, одиночный пикет, альберт разин


протестные акции, одиночный пикет, альберт разин Фото сайта svoboda.org

Во вторник Альберт Разин организовал у здания Государственного совета Республики Удмуртия одиночный пикет. В руках у него был плакат со строками аварского поэта Расула Гамзатова из стихотворения «Родной язык»: «И если завтра мой язык забудут, то я готов сегодня умереть». В ходе пикета Альберт Разин совершил попытку самоубийства и к вечеру от полученных ожогов трагически скончался в больнице в Ижевске. Вместе с Альбертом Разиным умерла часть современной российской нации – а точнее, общих заблуждений о том, как она строится и что собой представляет.

Альберту Разину было 79 лет. Он был кандидатом философских наук, заслуженным деятелем науки Удмуртии. В Удмуртском государственном университете, в котором он работал, он руководил гуманитарной лабораторией под названием «Институт человека». Кроме того, Альберт Разин был активистом удмуртского национального движения, сотрудничал со Всеудмуртской ассоциацией «Удмурт Кенеш» (об этом ассоциация написала на своей странице в «ВКонтакте» во вторник вечером). Причем его участие в возрождении этнической самобытности удмуртов на этом не ограничивалось: Разин был реконструктором удмуртских верований, лично проводил обряды и моления, а на YouTube существует запись его речи на эрзянском празднике Раськень озкс, в аннотации к которой он представлен ни много ни мало «верховным жрецом удмуртов».

А концепция этничности, выработанная Разиным как философом, достаточно полно отражена в его статье «Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения», опубликованной в третьем номере журнала «Вестник Удмуртского университета» за 2007 год. «Культура любого народа направлена на формирование нравственности, трудолюбия, здорового образа жизни. Поэтому несложно понять, что духовный человек обязательно является носителем национальной культуры. (…) Человек, не самоутвердившийся…(как носитель национальной культуры) через созидание материальных и духовных ценностей… будет обречен на волюнтаристскую, бездуховную жизнь», – писал в ней Разин.

Перед нами – мировоззрение человека, которого мы могли бы назвать язычником, если бы этот термин не считался до сих пор уничижительным, сродни «чудаку» и «фрику». Всем знаком ставший уже архетипическим образ провинциального (еще один уничижительный термин) краеведа-подвижника, чьими трудами где-нибудь в глубинке живет и развивается, несмотря на превратности времени, Дом культуры или краеведческий музей – неизвестного солдата в вечной битве за народную память и национальную идентичность. Альберт Разин в определенной степени соответствовал этому образу. «Учитель и социолог, кандидат философских наук. Человековед и крестьяновед. Толстовец», – кратко описал он себя в Facebook. Но и его трагическая гибель, и история подтолкнувшего его к самоубийству отчаянного протеста заставляют по-другому взглянуть на взаимоотношения национальной политики Российского государства и образа российской нации, к которому стремятся претворяющие ее в жизнь люди.

10 сентября Разин вышел на одиночный пикет в защиту удмуртского языка от закона об изучении родных языков в школах, который был принят Госдумой в третьем чтении в июле. Согласно ему, обязательным языком для изучения в школах России стал предмет «Родной язык», выбор которого стал добровольным. При этом государственные языки субъектов Федерации – к ним относится и Удмуртия, у которой двуязычие закреплено в Конституции республики, – также не являются обязательными к изучению. Многие представители титульных наций российских республик расценили закон как атаку на суверенитет и национальную идентичность (согласно Конституции, Удмуртия – это «государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии своего неотъемлемого права на самоопределение и самостоятельно осуществляющее государственную власть на своей территории», на ее территории «гарантируется сохранение и развитие языка и культуры удмуртского народа, языков и культуры других народов»).

Среди них был и Альберт Разин, немало сил потративший на то, чтобы удмуртский в удмуртских школах стал обязательным – так, в июне прошлого года он вместе с группой ученых обратился с открытым письмом к председателю Госсовета Удмуртии Алексею Прасолову и депутатам с требованием не поддерживать законопроект. Обращение, которое он раздавал на улице перед самоубийством, апеллирует к ленинской политике коренизации, во время которой вся документация республики и преподавание велись на удмуртском языке. «Сталин отошел от нее и пошел по пути русификации, удмуртский перешел в разряд «кухонных», «второстепенных» языков», – цитирует его издание «Бизнес Online». Россия Разина – это страна, в которой языки большинства (а русских в Удмуртии большинство) и меньшинства равноправны, и это равноправие поддерживается суверенитетом республик. То есть государств, договор которых лежит в основе конституционного строя Российской Федерации

Языковая политика, безусловно, часть национальной, и в «деле Разина» мы видим трагическое несоответствие между нациями, которые строятся в России «снизу» и «сверху». Причем бунт против российской идентичности поднял тот, кто должен был стать опорой государства в ее строительстве. Государству не впервой не попадать в ноты, играя на струнах идентичности: в прошлом году, например, авторы списка «Великих имен» для российских аэропортов с удивлением обнаружили желание граждан включить в него Егора Летова и Иммануила Канта. Год спустя столкновение образов нации обернулось трагедией. Еще совсем недавно, в 2017 году, в Ижевске прошел XII Конгресс антропологов и этнологов России, тема которого звучала как «Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы». Теперь, кажется, очевидно, что миссия этнологов – разрешать конфликты концепций, входящих в смертельные противоречия. Вызов антропологии брошен самой жизнью и смертью. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В КПРФ фиксируют быстрый рост трудовых конфликтов

В КПРФ фиксируют быстрый рост трудовых конфликтов

Дарья Гармоненко

Борьба за чисто экономические права препятствует появлению левого рабочего движения

0
3173
Станет ли архиепископ Баграт армянским Макариосом

Станет ли архиепископ Баграт армянским Макариосом

Владимир Новиков

В республике продолжаются акции протеста

0
27390

Другие новости