0
8184
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

23.10.2019 20:25:00

Задуманная властями цифровизация страны может остаться только на бумаге

Инновационная безалаберность

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток), независимый актикоррупционный эксперт.

Тэги: цифровая экономика, технологии, путин, национальная стратегия, искусственный интеллект


цифровая экономика, технологии, путин, национальная стратегия, искусственный интеллект Графика pixabay.com

Учитывая общемировые тенденции и научно-технический прогресс, президент Владимир Путин решил осовременить и Россию, утвердив национальную стратегию развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2030 года. Под ИИ подразумеваются технологические решения, имитирующие мышление человека и позволяющие выполнять те или иные задачи. Он включает в себя IT-инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. Ранее «дорожную карту» развития сквозной цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» одобрил президиум правительственной комиссии по цифровому развитию и использованию информтехнологий для улучшения качества жизни.

По прогнозам Минкомсвязи, отечественный рынок решений в сфере ИИ к 2024 году вырастет в 80 раз – с 2,1 до 160,1 млрд руб. При стимулировании его развития доля ИИ в ВВП может достичь 0,8%, а к 2030 году – 3,6%. Правда, развитие новых технологий на системном уровне – весьма недешевое удовольствие. В общей сложности на реализацию 7 «дорожных карт» в цифровой сфере потребуется почти 283 млрд федеральных рублей. И это не считая внебюджетного финансирования.

Казалось бы, вполне разумный шаг. Если бы не одно «но». Все высокотехнологичные и инновационные проекты в ходе реализации превращаются в неиссякаемый источник для воровства и коррупции. «Отсутствие плановых значений, используемых для расчета показателей нацпрограммы «Цифровая экономика» (рассчитана до 2024 года с объемом финансирования в 1,6 трлн руб.), свидетельствует об их формальности и приводит к невозможности оценить эффект от реализации запланированных мероприятий», – справедливо заметила в своем отчете зампред Счетной палаты (СП) РФ Вера Чистова.

Промежуточные результаты внедрения инновационных технологий в отдельных сферах ставят в тупик. Взять хотя бы недешевый аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город», целью создания которого было повышение общего уровня общественной безопасности и правопорядка за счет улучшения координации деятельности соответствующих спецслужб. Правоохранительный сегмент АПК действует почти в тысяче населенных пунктов, где установлено 266,7 тыс. видеокамер и около 1,2 тыс. терминалов экстренной связи с полицией. Однако с их помощью в прошлом году были раскрыты всего 28,3 тыс. преступлений, или 6,5% всех уличных злодеяний (429,1 тыс.)! И так уже который год…

Причина низкой результативности АПК проста. «Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин. При этом записи, с помощью которых можно идентифицировать преступника, хранятся на серверах не более 5 суток. А самое главное – информационные ресурсы и серверы региональных «Безопасных городов» до сих пор не объединены в одно информационное пространство», – говорят в Совбезе.

Между тем средства в сфере безопасности крутятся немалые. Оштрафованная в прошлом году за подкуп замдиректора филиала «Ростелекома» челябинская фирма получила контрактов на оснащение региона системой видеонаблюдения «Безопасный город» на 543,7 млн руб. А вскрытый в июне пензенским УФАС картельный сговор при проведении 11 электронных аукционов в рамках реализации программы «Безопасный город» еще в 2015–2017 годах обошелся казне в 258 млн руб.

По мнению Минкомсвязи, технология систем распределенного реестра (блокчейн) позволит сократить объем теневой экономики и оборот контрафактной продукции к 2024 году на 853 млрд руб. Произойдет это за счет обеспечения прозрачности, неизменности и автоматизированной актуализации данных. Но как бы не так.

Сегодня для манипулирования системой электронных площадок, призванной сделать прозрачной систему госзакупок, бизнесмены активно используют вполне легальных «аукционных роботов» – специальное программное обеспечение (ПО), настроенное на автоматическое поддержание начальной максимальной цены контракта. Роботы устанавливают лимиты снижения начальной цены на 0,5–1%. Сферы применения такого ПО различны: медикаменты с расходными материалами, ремонт участков теплосетей, реализация арестованного имущества, вывоз твердых бытовых отходов. К настоящему времени управлениями ФАС России (Пермское, Ярославское, Ленинградское, Башкирское, Мурманское, Удмуртское) рассмотрено 6 дел о поддержании цен на торгах с помощью роботов.

«Общий фонд серых зарплат, с которых не уплачиваются налоги и страховые взносы, достигает 10 трлн руб. в год», – говорится в долгосрочном бюджетном прогнозе, который правительство внесло в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на 2020–2022 годы. По мнению авторов прогноза, минимизации риска возникновения диспропорций в уровне налоговой нагрузки белой и серой экономик будет способствовать внедрение цифровых технологий в администрирование и совершенствование налоговых режимов для отдельных категорий налогоплательщиков с высоким риском «теневизации» (самозанятые, малый бизнес). Но доверия у граждан инициативы налоговиков пока не вызывают. К проводимому с начала года в 4 регионах страны (в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане) эксперименту присоединились всего 226 тыс. самозанятых. При этом Росстат оценил неформальную занятость во втором квартале текущего года в 15,2 млн человек (или 21,3% всего занятого населения).

И самое печальное. «По уровню расходования федерального бюджета программа «Цифровая экономика» занимает последнее место среди всех нацпрограмм – 8,3% против 32,4%. Основная причина – неготовность в освоении выделяемых средств. Эффективность информатизации министерств и ведомств низкая, несмотря на ежегодные затраты на нее в размере 100 млрд руб. Из 20 законопроектов, которые должны были принять еще в 2018 году для реализации нацпрограммы, принят всего 1. Более 96% госорганов и внебюджетных фондов используют иностранные операционные системы, а около 82% – еще и почтовые серверы. Переход на отечественный софт идет с большими сложностями ввиду того, что российским производителям сложно предоставить заказчику конкурентный продукт по сравнению с зарубежными аналогами», – констатируют аудиторы СП. Комментарии, как говорится, излишни. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия и Казахстан подтвердили статус государств-союзников

Россия и Казахстан подтвердили статус государств-союзников

Виктория Панфилова

Владимира Путина тепло встретили в Астане

0
1178
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1343
Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1987
Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
3318

Другие новости