0
4588
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

28.01.2020 17:52:00

Гадание на конституционной гуще продолжается

Нынешняя кампания по обновлению Основного закона несет в себе и много положительного

Алексей Кавецкий

Об авторе: Алексей Борисович Кавецкий – кандидат юридических наук, адвокат, доцент Института мировых цивилизаций.

Тэги: конституционная реформа, общество


конституционная реформа, общество Фото сайта duma.gov.ru

Кампания по внесению изменений в Конституцию приближается к своему апогею. Однако для меня многое уже понятно. Поделюсь своими соображениями относительно только тех проблем, с которыми мне приходится сталкиваться в своей адвокатской практике и неизбежно задумываться над юридической теорией.

Первое. Сейчас много публикаций в массмедиа на эту тему, в них сформулированы простые недоумения: какие реальные причины побудили президента Владимира Путина вторгнуться в «святой» текст Основного закона? Почему ревизии подвергаются те нормы, которые регламентируют, я бы сказал, второстепенные конституционно-содержательные правоотношения? Чем вызвана беспрецедентная для такой ювелирной юридической работы поспешность? Зачем создавать новые конституционные процедуры, когда никто не ставит под сомнение уже существующие? Почему де-факто в стороне от участия в важнейшем конституционном процессе остались две ветви власти – законодательная и судебная власть?

Можно было бы сформулировать еще полдюжины таких же вопросов (например, об институтах гражданского общества – адвокатуры, Общественных палатах, союзах юристов). Но дело сейчас не в этом. Выскажу соображение, за которое, наверное, подвергнусь критике со стороны своих коллег. Нынешняя кампания по обновлению Конституции несет в себе много положительного. А именно:

– она привлекла значительное внимание к проблеме места и роли Основного закона как такового (именно Закона! ), единственная задача которого, как и всякого закона, – регулировать реальные правоотношения;

– позволила обратить внимание широкого круга интеллигенции, а не только правоведов, какие существенные, я бы сказал, изъяны содержит текст Конституции;

– задуматься над тем, какое государство (в политико-правовом, конституционном смысле) мы должны строить, не допустив его деградации и исчезновения, как десятки раз уже бывало в истории человечества с суперкрупными державами, несмотря даже на то, что их создавали незаурядные, по-своему гениальные люди.

И все же, не поднимаясь в юридические небеса, выскажу несколько соображений относительно затронутой этой реформой судебной системы.

Президент Владимир Путин предлагает внести изменения в количественный состав Конституционного суда – уменьшить его с 19 до 11 человек. В общем-то, ничего страшного, казалось бы. В Верховном суде США только 9 судей, а конституционного суда нет вообще. Но, во-первых, и сейчас наш КС просто завален делами, по многим из которых сроки рассмотрения чрезмерно большие, а во-вторых, одной из поправок предполагается добавить КС еще одну функцию: по просьбе президента РФ давать свои заключения по законопроектам. Могу представить, какой это объем дополнительной работы!

Как согласуются эти две новации? Смею утверждать, что сегодня в Конституционном суде собраны наиболее квалифицированные правоведы в стране! Теоретики и знатоки практики высочайшего класса! Почти каждое постановление КС по серьезным вопросам – это юридический шедевр. Возьмите, например, постановление КС от 10.02.17 по проверке конституционности ст. 212.1 УК РФ. КС сегодня фактически стал научно-консультационным судом, да простят меня коллеги. Думаю, речь должна идти о расширении его юрисдикционных полномочий.

Вторая новация в этой части – предоставление президенту права вносить представление Совету Федерации о прекращении полномочий судей и Конституционного и Верховного судов. Сейчас это, в частности, происходит по норме ст. 18 закона «О Конституционном суде РФ»: представление о лишении полномочий (как сказал президент – «отрешении») вносит в СФ исключительно сам Конституционный суд.

Что тут сказать? Во-первых, очень многое, если не все, определяется глубинными, не юридическими, а нравственными обстоятельствами, этической зрелостью гражданского общества и его лидеров. В отрыве от этого оценивать процедуры назначения, представления, отрешения от должности смысла нет. Позвольте привести цитату: «Прочность основ демократического правопорядка во многом зависит от того, насколько законы, на которых он базируется, согласуются с общечеловеческими нормами и принципами таких категорий, как справедливость, честь, достоинство, уважение человеческой личности». Взята она из монографии доктора юридических наук Т.Н. Москальковой.

Поживем – увидим. В любом случае очень любопытно было бы узнать мнение самого, так сказать, объекта «реновации» – судейского сообщества.

Второе. Существует одно из многих определений права, которое для российской (и советской) юридической доктрины является (или являлось) приоритетным: «Право есть возведенная в закон воля… господствующего класса». Как эта формула реализуется сегодня в российском законодательном процессе в целом и в нашем конкретном случае? Думаю, этот вопрос нуждается в конституционном осмыслении. Благо, что возникает запрос практики.

Третье. Практически все предложения президента сразу же получили полное одобрение юридической общественности. (Мне это напомнило слова Наполеона: «Дайте мне власть, и найдутся философы, историки и юристы, которые оправдают ее».) Может быть, дискуссия еще предстоит – перед вторым чтением? Судоустройство, например, располагает несколькими концепциями организации отправления правосудия в России – от лидера эсеров Александра Керенского до лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Каждая заслуживает внимания. Да и сопредседатель нынешней рабочей группы Андрей Клишас в марте 2015 года в соавторстве с именитыми юристами Михаилом Федотовым, Михаилом Барщевским, Сергеем Пашиным опубликовал статью, которую я бы назвал программной для судебно-правовой реформы, обеспечения реальной независимости суда, – «Суд идет. Сам»...

Широкое обсуждение актуальных проблем на фоне конституционной реформы было бы очень важным и интересным событием в развитии политико-государственной системы нашего общества, осмыслением того, в какой точке траектории цивилизационного развития находится наше государство. И что гораздо более важно – куда движется. Quo vadis, Россия? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1070
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
7584
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
10639
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
12685

Другие новости