0
6641
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

13.04.2020 20:21:00

Пандемия семейных конфликтов и домашнего насилия

Что делать тем, для кого квартира оказалась не самым безопасным местом для самоизоляции

Екатерина Тягай

Об авторе: Екатерина Давидовна Тягай – кандидат юридических наук, адвокат, партнер коллегии адвокатов Pen&Paper, заведующая кафедрой семейного и жилищного права МГЮА имени О.Е. Кутафина.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, семья, домашнее насилие, суды

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, семья, домашнее насилие, суды Фото pixabay.com

Самоизоляция застала врасплох почти каждого из нас. Пока одни тяжело переживают разлуку с родными, друзьями и коллегами, другие вынуждены искать спасения не только от коронавируса, но и от бытовых ссор, обостряющихся на фоне общего стресса, экономического спада и невозможности дистанцироваться в четырех стенах.

Многие пары, не успевшие официально расторгнуть отношения и прежде жившие почти самостоятельными жизнями, оказались запертыми под одной крышей. Кризис отношений между разными поколениями столкнул в замкнутом пространстве пожилых людей с их детьми и внуками. Все это серьезно повлияло на состояние отношений между людьми и критически усугубило ситуацию в семьях, где есть экономическая, психологическая и физическая зависимость.

В начале апреля генеральный секретарь ООН заявил о том, что с момента начала пандемии коронавируса в мире произошла мощная вспышка домашнего насилия. К такому не может быть готово ни одно государство, но в России эта проблема чувствуется особенно остро.

Весь прошедший год в новостях ежедневно освещались все новые и новые случаи домашних конфликтов, заканчивавшихся смертями и увечьями женщин, детей, стариков и мужчин. Рабочей группой был разработан проект закона о профилактике семейно-бытового насилия, вызвавший горячие обсуждения проблемы, в том числе ее признание на самом высоком политическом уровне. Аналогичные по направленности акты и соответствующие правовые инструменты уже давно применяются в большинстве цивилизованных стран.

Социальные опросы демонстрируют уникальное для российского общества единомыслие и готовность к принятию данного закона, особенно с учетом чудовищных последствий декриминализации побоев в семье и отсутствия эффективных механизмов защиты прав женщин и других жертв насилия. Это подтвердил Европейский суд по правам человека.

Концепция закона предусматривала меры, которые сегодня могли бы в буквальном смысле спасти сотни человеческих жизней. Они включают в себя защитные предписания, создающие физический барьер между насильником и жертвой; профилактические механизмы, позволяющие выявлять проблемные семьи и работать с ними превентивно; повышение квалификации для сотрудников социальных служб и правоохранительных органов; развитие системы кризисных центров и убежищ, а также служб психологической помощи.

Но в России, где пик заболеваемости коронавирусной инфекцией еще не наступил, а ограничительные меры введены всего несколько недель назад, уже возник очевидный социальный кризис. Ситуация ухудшается тем, что фактически заморожены все цивилизованные способы предотвращения и разрешения семейных разногласий.

Силы правоохранительных органов массово направлены в основном на борьбу с нарушителями карантина и ковид-диссидентами. Работа судов и госорганов фактически парализована: премьер-министр поручил Министерству юстиции и высшим должностным лицам субъектов приостановить регистрацию актов гражданского состояния, в том числе разводов. Центры для жертв семейно-бытового насилия оказались вынуждены временно закрыть свои двери. Нагрузка на скорые и больницы возрастает с каждым днем.

В таких условиях обычные для нас меры, эффективность которых вызывает сомнения и в спокойное время, оказываются почти не реализуемы – фактически невозможны ни профилактические беседы, проводимые участковыми, ни снятие побоев, ни быстрая судебная защита прав. Абстрактно все это существует, но на практике день и ночь разрываются телефоны семейных адвокатов и психологов – и то только в тех случаях, когда моральное и физическое состояние людей позволяет им обратиться за такой помощью.

Что же делать, если вы столкнулись с домашним насилием? По мере возможности избегать развития конфликтов, не провоцировать и не поддерживать их; соберите экстренный пакет документов и лекарств, необходимых для поддержания своей жизни, жизни ребенка или пожилого родителя; имейте при себе запасной комплект ключей от квартиры или дома; не прекращайте попытки вызова полиции и экстренных служб, фиксируйте всеми возможными способами случаи отказа и предупреждайте об этом.

Ну а тем, кто успели начать или завершить процедуру развода и вынуждены проживать совместно, прежде всего надо собрать пакет семейных документов: свидетельство о регистрации брака, свидетельства о рождении детей, документы, подтверждающие право на материнский капитал; документы об общем имуществе и имуществе каждого из супругов, трудовые договоры, все финансовые и банковские документы. Необходимо снять электронные копии с этих документов. Загрузите их в любое облачное хранилище и направьте ссылку адвокату.

Подчеркну, что даже в условиях изоляции суды рассматривают безотлагательные категории дел: к ним, в частности, относятся дела о защите интересов несовершеннолетнего, а также другие неотложные дела. Их перечень не является закрытым, и многое будет зависеть от квалифицированной юридической помощи, особенно учитывая, что суды уже начали проводить заседания с использованием дистанционных технологий. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Екатерина Трифонова

Кассационная инстанция разбирается с приговорами за кражу сена и старой плитки

0
361
Подполье, оккупация, война

Подполье, оккупация, война

Игорь Харичев

Почему повесть Константина Симонова «Софья Леонидовна» так и не издали при его жизни

0
235
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
3328
Гори, мой хариус, сияй

Гори, мой хариус, сияй

Владимир Буев

«Ночи Кабирии» и вечер поэта Алексея Дьячкова

0
2757

Другие новости