Иллюстрация pixabay.com
Бесплатное горячее питание в школах с 1 сентября 2021 года получают 7,4 млн учащихся начальных классов. На эти цели в федеральном бюджете 2021–2022 годов выделено 62,5 млрд руб. В минувшем учебном году произошел прорыв в устранении несоответствия школьных столовых требованиям Роспотребнадзора. Объем субсидий, используемых для предоставления горячего питания детям, был увеличен бюджетам 10 регионов страны, которые устранили ранее выявленные недостатки.
Если 1 сентября прошлого года 2261 школа была не готова к организации школьного питания, то в минувшем сентябре, по данным Министерства образования, всего 240 школ не в полной мере отвечали требованиям к организации горячего питания. 99,5% школ страны обеспечивали учеников начальной школы горячим питанием. Не до конца готовы предоставлять школьное питание лишь 0,5% – 240 школ в 9 субъектах. На начало этого учебного года оставалось еще 184 школы по всей стране, которые кормят детей горячей пищей не на площадке самого учреждения.
Несмотря на своевременное финансирование, в сентябре после ремонта не открылось около десятка столовых в разных регионах. Где-то поздно заключили договор на ремонтные работы, где-то не хватало рабочих или не вовремя были завезены стройматериалы. В каждом конкретном случае понадобилось вмешательство региональных властей для быстрейшего приведения столовых в рабочее состояние.
Но даже там, где столовые открылись вовремя, буквально с первых дней посыпались жалобы от родителей. Невкусная и холодная еда, слипшиеся рис или макароны, гнилые фрукты, разная подача льготникам и «платникам» – вот неполный перечень родительских претензий.
В одних случаях администрация школ объясняет проблемы сменой поставщиков, которые привычные детям блюда стали готовить и подавать по-новому. В других – нормами Роспотребнадзора, по которым из рациона школьников убраны специи, ограничено количество сахара и соли, поэтому еда детям кажется пресной и невкусной.
Основные же проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы. По обращениям, которые поступают на горячие линии, видно, что взрослые сами не всегда понимают принципы здорового питания, хотя в первую очередь родители несут ответственность за формирование здоровых привычек питания у собственных детей. Специалисты даже указывают, что многие дети с самого раннего детства уже имеют вредные пищевые привычки. Родители не отказывают им в чипсах, гамбургерах и газированных напитках. Дома готовятся в основном жареные блюда, салаты с майонезом, блюда подаются с кетчупом, нормальным считается присутствие на столе пельменей или сосисок.
Поэтому работа родительских сообществ в первую очередь должна заключаться не в том, чтобы наказать тех поваров, которые стоят на кухне и, как показалось некоторым родителям, приготовили невкусно. А в том, чтобы всем вместе выработать правила приготовления и подачи пищи школьникам таким образом, чтобы ребенок съедал предложенный обед, а не оставлял его в тарелке.
Эксперты школьного питания считают, что в вопросах критики важна компетентность самих родителей. Необходимо проводить просветительские семинары и конференции, на которых будет рассказываться, на какие параметры при посещении и проверке работы школьной столовой необходимо обращать внимание, какие измеримые показатели являются нормой или несоответствием и что делать в случае каждого конкретного нарушения.
Весь процесс родительского контроля должен иметь конкретную установленную процедуру, чтобы руководствоваться требованиями Роспотребнадзора, Минздрава и других ответственных органов, а не полагаться на собственные вкусы или личные представления о том, как должно выглядеть школьное питание. Формирование культуры здорового питания – основа для разработки единого регионального стандарта школьного питания, к чему стремятся везде – от Калининграда до Владивостока. В любом процессе приготовления пищи есть две составляющие: как приготовлено и из чего приготовлено. Из регионов периодически поступают жалобы, например, на замену сливочного масла спредами с растительными жирами или на заменители мяса в мясной продукции.
Проанализировав ситуацию с качеством поставляемых продуктов, специалисты указали, что одна из причин – это несовершенство системы госзакупок. Сейчас руководство учебных заведений и районных администраций, которые проводят аукционы на поставку питания в школы и детсады, должны выбирать победителем тех, кто просит наименьшую цену за свои услуги. Причем не по своей прихоти – такие правила им диктует закон о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд.
Однако все может измениться. В правительство уже поступили предложения депутатов о том, чтобы с 1 января 2022 года, когда школы и детсады будут проводить новые закупочные процедуры, они при выборе поставщика могли ориентироваться на качество его услуг, а не на цену. При этом, как отметили в Федеральной антимонопольной службе, если такие нововведения будут приняты, то школы перестанут кормить детей обедами себестоимостью 62 руб. за порцию при рекомендованной правительством цене в 173 руб.
Кроме этого, как считают эксперты, школьное питание «надо переводить на индустриальную основу». Есть перечень отечественных продуктов, в том числе полуфабрикатов, которые рекомендованы для использования в школьном и детском питании; контроль на промышленном предприятии, выпускающем эти полуфабрикаты, или в базовом комбинате школьного питания, безусловно, выше, чем в столовой, где готовится пища. Все эти факторы нужно учитывать. Тогда многие вопросы будут сняты, по определению невозможно будет допустить ошибку, или хотя бы будет понятно, где в этой цепочке произошел сбой.
Нынешнее законодательство позволяет качественно организовать питание, однако в этом должны быть заинтересованы все стороны: родители и администрация школы, комбинаты питания и поставщики. Только общими усилиями удастся достичь «чистой тарелки» после школьного обеда.
комментарии(0)