Фото агентства городских новостей "Москва"
В России не только активно разворачивается дискуссия, но и предпринимаются практические шаги по ESG-трансформации (аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление»). Все усилия в основе своей имеют крен в сторону экологии, что совершенно не случайно. Именно это направление значительно отстает в своем развитии от общемировых тенденций, поэтому его необходимо было поддержать, в том числе и обновлением законодательной базы.
В 2018 году указом президента России был утвержден национальный проект «Экология» с заявленным сроком реализации до конца 2024 года, который включает в себя федеральные проекты с упором на следующие направления: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии. Общий объем заявленных расходов – 4 трлн руб.
Начиная с 2019 года в России реализуется реформа системы обращения с отходами. Она стала следствием принятой Стратегии экологической безопасности России до 2025 года. В течение почти 20 лет действия Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998) свалки оставались наиболее распространенным способом утилизации твердых бытовых отходов (ТБО).
Кроме того, процесс сбора, транспортировки и размещения ТБО был плохо организован и недостаточно контролировался государством. Из 70 млн т ежегодно утилизируемых твердых бытовых отходов до 97% попадают на полигоны или свалки. В результате существующие полигоны критически переполнились, увеличилось количество несанкционированных свалок. Фактически вся страна столкнулась с экологическим кризисом.
Первый год реформы был непростым, задача, поставленная на 2024 год, состоит в том, чтобы 60% всех твердых бытовых отходов было переработано, а 36% – утилизировано. Россия не приблизилась к этим целям, поскольку первый год был потрачен на разработку собственно системы.
Самым большим достижением стало создание оператора по отходам, им стала публичная правовая государственная компания «Российский экологический оператор» (ППГК РЭО). Задача РЭО – сбор информации, формирование законодательства, привлечение инвестиций и создание вариантов финансирования. Кроме того, РЭО существенно меняет форму и содержание информирования граждан о реформе. Функции и полномочия учредителя компании осуществляет Минприроды.
Основание РЭО было связано с тем, что в течение последних 30 лет управление отходами было в основном частью теневой экономики. В то же время многие региональные операторы находятся на грани банкротства, города федерального значения получили три дополнительных года для урегулирования споров со своими операторами, предприятия по переработке отходов импортируют ТБО, в то время как операторы не знают, как их перерабатывать. Таким образом, несмотря на обозначившееся движение вперед, проблем остается много.
Самые большие трудности связаны с масштабными структурными проблемами в российской экономике, которые отражаются на реформе обращения с отходами. Это низкая инвестиционная активность в сочетании с ограниченным доступом к сетям распределения энергии.
В случае с переработкой отходов в энергию (этот вариант применяется в западных странах) привычные бизнес-модели трудно применить. Энергия дешевая, а подключение к централизованным сетям распределения энергии затруднено или невозможно. Поэтому некоторые из наиболее перспективных планов включают строительство небольших мусоросжигательных заводов. Они не будут подключены ни к какой энергетической сети, а это означает, что отходы будут просто сжигаться в маленьких котлах без надлежащих систем фильтрации выбросов, необходимых для большого завода.
Сейчас регионы ожидают крупных субсидий от правительства на строительство инфраструктуры, в то время как правительство рассчитывает на частные инвестиции, что отражено в бюджете, выделенном на реформу обращения с отходами.
Еще более серьезная проблема – отсутствие доверия между администрацией и гражданами. В первый год было оплачено только 50% всех счетов, отправленных операторами, поскольку люди отказываются признавать более высокую цену за старую систему – отходы вывозятся на свалку. Это создает порочный круг: оператор не получает зарплату и не может инвестировать в инфраструктуру, в то время как люди не будут платить, пока инфраструктура не будет создана.
Россия особенно заинтересована в бизнес-моделях, используемых на западных рынках отходов, что говорит о мотивации к построению системы утилизации на рыночных условиях.
Ведущая альтернатива сжиганию отходов – вторичная переработка, которая обсуждается в России. Но для этого необходимо изменить более крупные структуры, доступ к распределению энергии. Также необходимо улучшать инвестиционный климат, искать другие модели финансирования и повышать прозрачность данного сектора. Если Россия сможет преодолеть эти ограничения, реформа обращения с отходами окажет значительное положительное влияние на экономику.