На фото обращение Сергея Лаврова к участникам Международной конференции по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. Фото сайта arctic-council-russia.ru
В Якутске в пятницу завершается научно-практическая конференция по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. Форум, ставший еще одним эпизодом реализации Плана председательства РФ в Арктическом совете (АС), организован на базе Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) им. М.К. Аммосова при поддержке Минвостокразвития и МИД РФ. А платформы онлайн участия в нем работали в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы (Казахстан), Ланьчжоу, Харбине и Пекине (КНР).
Председательство в АС перешло к России от Исландии в мае 2021 года в Рейкьявике на XII министерской сессии АС, ознаменовавшей 25-летие Совета. Российскому председательству (2021–2023 гг.) выпала доля первому руководить имплементацией самого значимого в истории АС документа – «Стратегического плана (СП) на 2021–2030 гг.». Намеченные Москвой задачи тесно коррелируют с целями СП, группирующимися в три темы – защита окружающей среды, устойчивое социальное и экономическое развитие, укрепление Арктического совета.
Но имплементация «планов громадья» столкнулась с нежданным противодействием. Весной 2022-го в АС докатилось громкое эхо демаршей коллективного Запада против РФ, вызванных специальной военной операцией в Украине. Одним из его проявлений стало образование в Заполярье «геополитической мерзлоты» вследствие саботажа коллег РФ по АС («арктической семерки»). Отмена всех официальных контактов с российским председательством притормозила развитие циркумполярных регионов в русле целей СП. Промежуточный обзор этого амбициозного плана назначен АС на 2025 год, а итоговая оценка его реализации – на 2030-й. Но Россия не могла не внести свой вклад в его имплементацию даже в условиях развязанной против нее гибридной войны. Ведь особая ответственность РФ в мировом Заполярье обусловлена не только ее нынешним председательством в АС, но и тем, что на нее приходится практически треть площади Арктического макрорегиона, порядка 50% его береговой линии и населения, а также почти 70% экономической активности в высоких широтах.
Саботаж коллег по АС вынудил Россию искать нестандартные решения, предпринимать шаги «на тонком льду арктической геополитики». Таковыми стали мероприятия, представляющие непосредственный интерес для коренных народов Арктики. Как подчеркнул председатель Комитета старших должностных лиц АС, посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов, «на время «заморозки» взаимодействия с другими странами-членами в формате Совета Россия намерена исходить из своих национальных интересов в высоких широтах, ориентируя механизм председательства на поиск эффективных решений стоящих перед регионом внутренних задач».
В рамках российского председательства в АС проведено более 30 мероприятий по вопросам коренных народов, началась подготовка ряда инновационных проектов, включая «Цифровизацию языкового и культурного наследия языков коренных народов Арктики», «Арктический инновационный продовольственный кластер», «Молодежь коренных народов».
В контексте противодействия «деградации и фрагментации многостороннего сотрудничества» следует рассматривать и организованные Россией в марте международные мероприятия. Так, в Нерюнгринском районе Якутии прошел Первый Международный чемпионат по традиционному оленеводству с участием более 250 представителей команд Гренландии, Исландии, Китая, Монголии, а также 13 оленеводческих регионов РФ.
Весьма представительным событием стала и упомянутая выше Международная конференция по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. В ней участвовали свыше 500 специалистов разных отраслей из ряда регионов России, а также Бразилии, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Монголии, США, Японии. Глава МИД РФ Сергей Лавров в видеообращении к форуму особо подчеркнул, что одним из приоритетов завершающегося в мае российского председательства является «налаживание взаимовыгодного международного сотрудничества в интересах освоения Крайнего Севера при сбалансированном сочетании социальных, экономических и природоохранных аспектов». В этом контексте министр акцентировал значение дипломатической поддержки связей отечественного научного сообщества с иностранными партнерами. «Сегодня это особенно актуально, имея в виду, что по вине отдельных недружественных государств многие каналы официального дипломатического общения остаются заблокированными либо ограничены самым минимальным набором обсуждаемых тем», – подчеркнул Лавров.
Активным участником климатической конференции стал Российско-Азиатский консорциум арктических исследований (РАКАИ). Он разрабатывает совместные междисциплинарные курсы и обменные программы по развитию сотрудничества «Арктика–Азия», призванного способствовать расширению международных связей РФ со странами Азии в условиях новых глобальных вызовов. К РАКАИ проявили интерес Океанологический университет Китая и Харбинский политехнический университет. Предложение о вступлении направлены в Корейский морской институт, Национальный центр полярных и океанических исследований Индии. Намечены переговоры во Вьетнаме, Сингапуре, Гонконге.
Интригой текущего момента остается традиционная процедура передачи ротационного председательства АС. В мае заканчиваются российские полномочия и начнется норвежское председательство. Согласно регламенту АС, глава российской дипломатии должен будет на очередной, XIII министерской встрече Совета, организуемой российской стороной на своей территории, передать молоток председателя АС главе МИД Королевства Норвегия. Но! Пока на сайте АС по-прежнему красуется объявление: «Арктический Совет приостанавливает все официальные встречи Совета и его вспомогательных органов впредь до дальнейшего извещения». Неужели в угоду западному политиканству Королевство Норвегия будет лишено реликвии АС – молотка председателя?