0
7470
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

16.11.2023 18:40:00

Валерий Гергиев становится главой театральной империи

Какие риски возникают при объединении дирекций Большого и Мариинки

Тэги: валерий гергиев, мариинский театр, большой театр, хкдожественная политика

On-Line  версия

валерий гергиев, мариинский театр, большой театр, хкдожественная политика Фото Софьи Сандурской / Агентство «Москва»

На Петербургском культурном форуме, который начался в четверг, могут объявить о том, что Валерий Гергиев возглавит Большой театр. Вероятность этого назначения очень высока, последствия и перспективы – неопределенны, ведь в конечном итоге может получиться так, что у Большого не останется ни творческого, ни даже юридического лица.

Разговор о том, что Валерий Абисалович может «захватить» Большой, точнее, что у дирижера есть виды на театр, ведутся даже не с весны 2022 года, когда сам президент предложил маэстро подумать о воссоздании Дирекции императорских театров. Это уже завершающая стадия, а разговор был начал еще в 1990-е, когда Большой переживал кризисные времена. Гергиев, полный сил, таланта и амбициозный дирижер, говорил о судьбе столичного театра с Виктором Черномырдиным. Затем, когда период безвременья Большого закончился с приходом Анатолия Иксанова, тема объединения театров возникала, но быстро испарялась. В частности, в период долгожданного возвращения Исторической сцены после слишком затянувшейся реконструкции. После прихода Владимира Урина – а это было десять лет назад – волнения о приходе Гергиева в Большой утихли. К тому же было очевидно, что власть не готова к радикальным мерам по объединению двух главных театров, ведь речь шла не просто о переезде маэстро в Москву: Мариинку Гергиев не оставил бы никогда.

Впрочем, у Валерия Абисаловича были в это время плановые и внеплановые работы в Мариинском театре. На месте внезапно сгоревших складов декораций в кратчайшие сроки и преимущественно на частные деньги бал построен Концертный зал (Мариинка-3). Бесконечно долго тянулось строительство новой сцены (Мариинка-2). Но выход за рамки одного лишь театра, вопрос создания конгломерации маэстро волновал, и он сделал попытку присоединить к Мариинскому театру два петербургских вуза - Академию Русского балета и консерваторию, а также Российский институт истории искусств и образовать «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ». Идея была воспринята слишком остро, у нее появились оппоненты, в том числе и в министерских кругах.

Но Гергиев слишком уважаем – не только чиновничьей, но и бизнес-элитой, – чтобы ему постоянно отказывать, поэтому был найден компромисс. Маэстро дали карт-бланш на любые проекты внутри страны, и он им воспользовался. Для начала создал форпост на Дальнем Востоке: новое здание Приморского театра оперы и балета во Владивостоке стало филиалом Мариинки. Затем маэстро обратил свой взгляд на родной Владикавказ, и вот уже под его крыло отходят Оперный театр и филармония Республики Северная Осетия-Алания. Это беспрецедентный случай в истории российского театра.

Что касается Москвы, то якорь в столице был брошен Гергиевым еще при мэре Лужкове, когда был создан Московский Пасхальный фестиваль. За многие годы и он вырос до гигантского формата, когда труппа Мариинки на спецрейсе РЖД совершает гастрольную поездку на много тысяч километров вглубь страны. Известно, что Гергиев курировал строительство Концертного зала «Зарядье», предполагалось, что здесь будет резиденция Мариинского театра. Но зал находится не в федеральном, а московском ведении, его управление самостоятельно, хотя Мариинский театр на этой сцене выступает очень активно.

В последние годы у Гергиева появился конкурент. «В дореволюционное время директор императорского театра был фигурой более важной, чем министр культуры... Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров. Я мог бы ее возглавить» - скромно говорил директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге Владимир Кехман. Государство щедро «откупилось» Новосибирским оперным театром (НОВАТ), затем МХАТом им. Горького. К тому же Кехман расширяет негласно свое влияние в Сибири: вот уже в Красноярск отправился бывший главный дирижер НОВАТа Дмитрий Юровский, а на его место пришел в прошлом главный дирижер Михайловского театра (Кехман его художественный руководитель), Михаил Татарников. Сегодня Владимир Абрамович возглавляет и «Форум объединенных культур», где и ожидается объявление о назначении Гергиева руководителем Большого театра.

Валерий Гергиев безусловно, человек исключительного таланта – и художественного, и административного. Сейчас, когда его деятельность на западе, которая включала не просто гастроли, но и работу в качестве музыкального руководителя оркестров, прекращена, казалось бы, маэстро может наладить работу в своем театре. Но этого не происходит.

В последние годы в театре нет стабильного планирования - премьеры возникают спорадически, ставят спектакли зачастую случайные люди, чьи фамилии ни о чем не говорят даже профессиональной публике.

При этом Большой театр – организм, который работает как часы. В том числе и в смысле борьбы со спекулянтами: разработанный Уриным механизм продажи билетов на топовые спектакли по паспорту если не искоренил перекупщиков, то заметно усложнил им жизнь.

Как будет строиться художественная политика всех этих учреждений? Их индивидуальность будет постепенно стираться, это очевидно хотя бы по примеру филиалов Мариинки, о деятельности или творческих достижениях которых в масштабе страны ничего не известно. Между тем сила российского театра именно в многообразии, когда каждый театр выстраивает собственные традиции, пытается найти свое художественное лицо.

Другой аспект – создание Дирекции и юридическая формула ее существования. Прецедентов такого масштаба в последнее время не было. Попытка неудачная была – когда Валерий Фокин намеревался объединить Александринский театр в Петербурге и Театр им. Волкова в Ярославле под брендом «Первого Национального Российского театра». Какой статус получат Большой и Мариинский театры?

Попробуем представить, что получит под свое крыло Валерий Гергиев: Мариинский театр с филиалами во Владикавказе и Владивостоке, три здания (а внутри них еще множество сцен) в Петербурге, два здания в Москве (историческое и Новая сцена), а также Камерная сцена им. Покровского, которая должна уйти на реконструкцию. Плюс – строящийся филиал Большого театра в Калининграде. То есть в ведении одного человека будет театральная империя буквально от Калининграда до Владивостока. Ответ на вопрос, можно ли справиться с ее управлением одному человеку, не очевиден.


Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
3573
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
9400
Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Наталия Звенигородская

На сцену вернулась «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича

0
3741
Валерий Гергиев решил возвращать в Большой шедевры

Валерий Гергиев решил возвращать в Большой шедевры

Надежда Травина

Оперные премьеры в основном заменят гастроли спектаклей из Мариинки

0
5008

Другие новости