Фото Reuters
В столице Аргентины прошла инаугурация нового президента Хавьера Милея. То, что отныне руководство этого государства будет проводить радикальные эксперименты над собственным населением, было ясно еще во время предвыборных встреч Милея. Но показательно, что помимо острейших внутренних проблем новый лидер сразу же включается в большую международную игру, от которой всячески отрекалось прежнее аргентинское начальство.
Речь идет об открытой поддержке Украины в конфликте с Россией и приглашении на инаугурацию Владимира Зеленского, с которым до этого латиноамериканские первые лица не особо жаждали общаться даже по телефону. Теперь же именно Буэнос-Айрес может стать важным трамплином для Киева, который поможет ему добиться еще большего международного признания. В том числе изменить отношение к Украине со стороны целого ряда государств региона.
Вопрос этот далеко не праздный, и прежде всего для России. Ни одна страна Латинской Америки после начала СВО не вводила санкций против Москвы, хотя американские и европейские руководители оказывали всяческое давление на них. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва лично решил поучаствовать в миротворчестве для разрешения украинско-российского конфликта.
Также не стоит забывать, что самые верные и надежные международные партнеры у России вовсе не страны СНГ, ШОС и прочих объединений, а три страны Латинской Америки – Венесуэла, Никарагуа и Куба. И все они в отношении конфликта с Украиной выступали на стороне Москвы, какому бы внешнему давлению по этой причине ни подвергались.
Замечу, что еще до начала СВО обсуждалась идея проведения саммита Россия – Латинская Америка по типу встреч российского президента с африканскими лидерами. Однако договориться о ней тогда не удалось, а после начала российско-украинского противостояния вероятность такого мероприятия равна практически нулю. Зато еще минувшим летом с предложением провести саммит Латинская Америка – Украина выступал президент Бразилии. А США дали понять, что готовы предоставить для этого свою площадку, если президенту Украины будет сложно попасть в одну из латиноамериканских стран.
И вот теперь мини-саммит Украины и Латинской Америки уже фактически состоялся. На встречу с гостем из Киева пришли президенты Эквадора, Парагвая и Уругвая. Каждый пожимал украинскому коллеге руку, приветствовал всю украинскую делегацию. И каждая из сторон переговоров обещала углублять сотрудничество, расширять всяческие контакты и увеличивать торговый оборот. То есть все шло так, будто встречаются добрые соседи и партнеры по международным делам, которые давно не виделись, а теперь решили резко активизировать связи.
Важную роль здесь сыграл и новый аргентинский президент, который намерен принципиально дистанцироваться от контактов с Россией и Китаем (кроме бизнеса, ведь местные предприниматели будут иметь возможность делать деньги там, где без китайской стороны у них ничего не получится). Но при этом тесно взаимодействовать с США. А раз американцы всячески помогают Украине, то и Аргентина будет поддерживать всеми имеющимися возможностями Киев.
Что внешнеполитическая активность Украины в Латинской Америке означает для России? Прежде всего визит Зеленского в Аргентину и встреча его с рядом латиноамериканских лидеров – это сигнал региону, что он сам и его ближнее окружение по-прежнему держат власть и не собираются перед Россией капитулировать. Надо отметить, что о конфликте в центре Европы в Латинской Америке по большому счету не очень хорошо известно. Но визит президента Украины существенно поднимет международный престиж Киева, как бы это кому-то и не очень нравилось.
Надо также учесть, что отсутствие на инаугурации президента Аргентины приличного уровня чиновника из РФ (присутствие российского посла на церемонии приведения к присяге Милея ничего не значит – все послы, аккредитованные в Буэнос-Айресе, получили подобные приглашения) на фоне визита президента Украины смотрелось как определенное нежелание контактировать на соответствующем уровне с новым главой государства. Даже с учетом всех его эпатажных предвыборных заявлений и обещаний.
Не будем забывать и о том, что Милей уже дал понять, что его не интересует членство в БРИКС, куда важнее ему решить финансовые проблемы, стоящие перед страной. А помочь в этом могут только США и МВФ. Соответственно надежды на то, что через БРИКС у России появится по крайней мере еще один геополитический партнер в Латинской Америке, остаются мало осуществимыми. С учетом состояния аргентинской экономики и мизерного двустороннего товарооборота между Москвой и Буэнос-Айресом все это вроде не особо и важно.
Тем не менее Аргентина – очень влиятельная страна с третьей по силе экономикой в Латинской Америке. И если ее президент будет проводить политику поддержки Украины (а его стране есть чем подсобить Киеву, и об этом обе стороны поговорили на инаугурации), если Милей привлечет к этому ряд латиноамериканских президентов, то это значительно снизит кредит доверия Москвы в хотя и далеком, но важном для нас регионе.
И здесь, думаю, важно то, что поддержка Украины в ряде стран Латинской Америки будет возрастать – причем вне зависимости от развития событий на российско-украинских фронтах. Ведь латиноамериканские руководители увидели, что президент Украины – вот он, жив-здоров, летает без проблем с другого конца света на инаугурацию к совершенно ему ранее неизвестному президенту Аргентины. А тот готов ему помогать на всех уровнях. В том числе и с организацией полномасштабного саммита с Киевом, который может пройти в Буэнос-Айресе. И с гораздо более широким списком участников как от латиноамериканских, так и от карибских государств.
Продолжение темы