На фото совещание Общественного совета писателей при фракции ЛДПР. Фото с официальной страницы партии в социальной сети
В Государственной думе состоялось второе совещание Общественного совета писателей при фракции ЛДПР. Первое проходило три месяца назад в более привычном для писателей месте – Центральном доме литераторов. «Почему эта тема заинтересовала именно ЛДПР?» – спросил меня приглашенный на встречу поэт, постоянный автор «НГ-EL», председатель Союза литераторов РФ Николай Калиниченко. Однако мне это вовсе не показалось необычным. А кто еще? Ну разве только КПРФ. Завсегдатаи московских книжных выставок-ярмарок помнят, что из крупных политиков кроме Михаила Сеславинского, выступавшего на открытии, посмотреть на книжные новинки регулярно приходили только Жириновский и Зюганов. Видимо, только они по старинке верили в силу печатного слова. Интерес к книге Владимир Вольфович, по-видимому, привил и своим однопартийцам-последователям.
Инициатива по созданию этого совета исходила от руководителя фракции ЛДПР Леонида Слуцкого. Куратором от партии был назначен депутат Андрей Свинцов. Как он сам признался, на момент получения этого задания он был абсолютно не в теме, однако очень быстро вник в ситуацию. «Я нашел справочные цифры, – заметил он в своем выступлении в Госдуме. – На книгоиздание, художественную литературу выделяют 100–200 млн руб. Притом что на кинематограф – десятки миллиардов поддержка государства. А кинематограф, по-хорошему, должен базироваться на литературе. Я много общаюсь с этой отраслью, и все жалуются: нет хороших сценариев. Но где хороший сценарий взять, если нет литературы?» И был совершенно прав.
Подробные цифры на последнем собрании привел главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев. По его словам, государственная поддержка книгоиздания, а стало быть, и писательства в тысячу раз (!) меньше, чем субсидии на развитие телевидения и интернета. Настоящей трагедией стало расформирование Роспечати. И раньше ситуация выглядела как нонсенс: театры, музеи, библиотеки относятся к ведению Министерства культуры, а писатели – вместе с почтой и радио – к ведению Министерства по печати и массовым коммуникациям. А после расформирования последнего писателей вообще «отдали» Министерству цифрового развития. Это примерно так же, как если бы балет отдали в ведение Ассоциации по боям без правил…
«Мы сказали: как же это так, что фундамент российской культуры находится в Минцифры? – заметил Свинцов. – То есть литература нелогично оторвана от искусств. Кино – в Минкультуры, театр – в Минкультуры, изобразительные искусства – в Минкультуры, музеи – в Минкультуры. А литературы там нет. И в процессе разговора мы определили, что это исторически так сложилось, что литераторов включили в Минцифры автоматом». Минцифры и без писателей есть чем заняться. Тем более что собравшиеся там специалисты просто не имеют опыта работы с книгоизданием и книгораспространением и вообще с продвижением литературы. Об этом можно судить хотя бы по последним книжным ярмаркам, организованным из рук вон плохо».
От писательского сообщества идею поддержал Сергей Сибирцев.
Первый вопрос, который был поставлен Общественным советом писателей, – о переводе писательских организаций в ведомство Министерства культуры. Однако тут всплыла еще одна проблема. В современной России один Союз кинематографистов, один Союз театральных деятелей, один Союз композиторов… И каждый из них пользуется достойной поддержкой государства, исчисляемой десятками миллиардов в год. При этом всевозможных союзов писателей и литераторов около десятка! И у каждого из них статус, который мало отличается от статуса районного общества кактусоводов. Власти и рады бы поддерживать писательские союзы, но не всегда понимают – кого и как? При этом поддержка есть: члены большинства из этих разрозненных союзов все-таки регулярно получают стипендии на издание книги и материальное вспомоществование на бедность.
Второй вопрос, поставленный Общественным советом, – о статусе писателя. Кого считать профессиональным литератором и поддерживать? А кого игнорировать как бездельника и графомана?
Анатолий Ким, автор ставших классическими романов «Белка», «Отец-лес», «Поселок кентавров» и других, направил собравшимся послание, где писал: «В трудовом реестре страны нет такой профессии, как «писатель», «поэт», «драматург», «переводчик». Есть общее название «литературный работник». Даже в дипломах Литинститута, выданных окончившим обучение на отделениях прозы, драматургии, нет указаний об их литературной специфике, а есть безликое – «литературный работник». В связи с этим возникают проблемы после выхода на пенсию: «Когда я получал пенсию, заставили дать расписку для получения московской надбавки: «Обязуюсь творческой деятельностью не заниматься». Два раза меня лишали московской надбавки к пенсии. Когда Театр на Малой Бронной купил мой роман «Белка» для инсценировки и поставил. И за публикацию в журнале «Дружба народов» эссе «В поисках малой родины». Пришлось доказывать свою правоту через арбитраж ВААП. О начислении пенсии – срезали заработки на определенном уровне. Пенсия ниже, чем у дворника. Все мои трудовые заслуги – сотни изданий в России и сотни изданий в переводах за рубежом при начислении пенсии не учитывались».
Кроме этих двух самых важных вопросов на встрече прозвучали и другие. Например, о создании Госиздата – издательства, которое так же, как кинематограф, театр и музейное дело, контролировалось бы государством. Выпущенные им книги были бы дешевле, и распространителям было бы выгоднее их продвигать… Потому что сейчас существует такой парадокс: государство охотно выдает гранты на издание книг патриотической тематики, в частности про СВО, только вышеупомянутое издательство «Вече» выпустило более сотни, но книжные магазины берут их неохотно, книги пылятся на складах… Нашлись деньги на издание, а денег на продвижение нет!
Что выйдет из этого проекта, гордо названного «Общественный совет писателей при фракции ЛДПР в ГД РФ», в который вошли ведущие писатели, некоторые издатели, руководители основных творческих союзов, пока не ясно. Однако заметно, что впервые за многие годы люди из Госдумы отнеслись к литераторам как к «инженерам человеческих душ». Что особенно символично накануне 90-летия Первого съезда Союза писателей, которое предстоит отмечать в следующем году.