Фото Reuters
В последние месяцы террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) стала массово распространять призывы к атаке спортивных мероприятий в Европе. Сейчас подразделением группировки с наибольшей склонностью к совершению транснациональных нападений считается террористическое движение «ИГ-Хорасан» (запрещено в РФ). Напомним, что это крыло ИГ взяло на себя ответственность за совершение теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле», унесшего жизни более 140 человек. Недавние заявления руководства ИГ отсылают к совершенному в 2015 году теракту в парижском театре «Батаклан», в результате которого погибло 130 человек. В сообщениях, распространяемых в преддверии Олимпиады через онлайн-платформы, группировка призывала сторонников повторить те события.
Несмотря на то что «ИГ-Хорасан» – наиболее ориентированное на Запад подразделение ИГ, его приоритетные цели – режимы в Афганистане, Пакистане и странах Центральной Азии, таких как Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, а также региональные державы, в числе которых – Иран, Россия и Китай. Немаловажно и то, что ИГ уже не находится в том же положении, что в 2014 и 2015 годах.
В связи с этим встает вопрос: не попытается ли ИГ вместо совершения реальных терактов ограничиться созданием паники на Олимпиаде в рамках более обширной стратегии истощения своих противников? Террористические организации уже неоднократно использовали тактику истощения ресурсов западных правительств, вынуждая их вводить колоссальные меры безопасности для предотвращения потенциальных нападений. Одним из наиболее показательных примеров является операция «Кровоизлияние», спланированная в 2010 году «Аль-Каидой» (террористическая группировка, запрещена в РФ). Тогда боевики заложили два картриджа с ядом на борт грузового самолета, перевозившего продовольственные продукты. Несмотря на то что операция провалилась, группировка заявила об успехе, поскольку подготовка к ней обошлась всего в 4200 долл. США, но заставила Вашингтон потратить миллиарды на модернизацию системы безопасности авиалиний.
Актуальным остается вопрос о наличии у ИГ реальной возможности организовать теракт на Олимпиаде. «ИГ-Хорасан» продемонстрировала способность осуществлять нападения транснационального масштаба, однако возможности группировки все же не следует переоценивать. Ряд признаков указывает на то, что «ИГ-Хорасан» могла ослабнуть после вывода войск США из Афганистана в 2021 году и возвращения к власти в стране движения «Талибан» (запрещено в РФ). Число атак на территории Афганистана, ответственность за которые взяла на себя группировка, сократилось более чем на 90% за два года – с 293 в 2021 году до 145 в 2022-м, а в 2023 году «ИГ-Хорасан» совершила всего 20 нападений. Эта тенденция объясняет, почему в последние годы группировка сместила фокус за границу. В целом это согласуется с исследованиями, демонстрирующими, что слабые террористические организации с большей вероятностью участвуют в транснациональных атаках. Их цель зачастую состоит в том, чтобы компенсировать локальные потери за счет расширения охвата подрывной деятельности и демонстрации решимости на глобальной арене. Несмотря на теракты, совершенные «ИГ-Хорасан» в России и Иране, нельзя утверждать со 100-процентной вероятностью, что группировка сможет развернуть крупномасштабную подрывную деятельность в Европе, когда местные власти будут находиться в состоянии повышенной готовности.
Организаторы Олимпийских игр принимают исключительные меры для обеспечения безопасности мероприятий. Франция сообщала, что будет ежедневно задействовать около 45 тыс. полицейских и сотрудников служб безопасности, 20 тыс. сотрудников частных служб безопасности и около 15 тыс. военнослужащих для обеспечения порядка. Меры безопасности нередко сохраняются и после проведения подобных мероприятий. Это поднимает вопрос не только финансовых затрат, но и гражданских свобод, и о том, может ли такой «террористический налог» сыграть на руку группировкам, деятельность которых направлена на то, чтобы сеять страх и заставлять правительства тратить непомерные средства на поддержание мер безопасности.
За прошедший месяц нескольким другим странам удалось предотвратить теракты, планируемые ячейками ИГ либо лицами, связанными с иными террористическими группировками. Например, 7 июня ФБР, Интерпол и власти Испании ликвидировали ячейку, готовящую нападение на автобус с игроками «Реала» и его болельщиков. Еще одной громкой операцией стал арест восьми выходцев из Таджикистана в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Филадельфии 11 июня по подозрению в связях с «ИГ-Хорасан» и в их намерении совершить теракты на территории США. В данном контексте особенно примечательны сообщения американских СМИ, согласно которым за последние несколько лет в США резко возрос приток нелегальных таджикских мигрантов. В период с октября 2020-го по май 2024 года границу между США и Мексикой пересекло более 1500 граждан Таджикистана, не менее 500 из них были задержаны в первой половине 2024 года (для сравнения: за предыдущие 14 лет границу пересекли всего 26 граждан Таджикистана). Американские эксперты полагают, что приток граждан Таджикистана может включать заброску в США лиц, связанных с террористами.
Не только западные страны начали принимать меры против предполагаемых сторонников «ИГ-Хорасан». Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана (ГКНБ) 14 июня сообщил, что в стране арестованы 15 граждан из-за их принадлежности к «ИГ». Согласно пресс-релизу, они были завербованы в Афганистане. Сообщалось, что в том же месяце ячейка, предположительно состоявшая из женщин, планировала атаковать «западные объекты» на территории Казахстана, хотя правительство страны данную информацию не подтвердило.
Успех «ИГ-Хорасан» в вербовке выходцев из Центральной Азии представляет собой колоссальную угрозу безопасности региона. В недавнем докладе ООН говорится, что группировка усилила присутствие на севере Афганистана, фокусируется на вербовке представителей таджикских и узбекских общин, накапливает запасы оружия и взрывчатых веществ и стремится установить контроль над территорией с целью более глубокого проникновения в страны региона.
Особую тревогу вызывает то, что отдельные лица и ячейки, связанные с «ИГ-Хорасан», были обнаружены и нейтрализованы сразу в нескольких частях мира. Хотя в этом нет ничего принципиально нового, очевидно, что с помощью вооруженных нападений на территории западных стран группировка повышает свой имидж в экстремистской среде и, таким образом, привлекает средства и вербует новых боевиков для укрепления позиций в районах своего непосредственного влияния – Афганистане, Пакистане и Центральной Азии.