На фото вид на одну из ИТК Красноярского края. Фото Reuters
В июне исполнился год со дня принятия экспериментального Федерального закона № 270-ФЗ, узаконившего участие подследственных и осужденных в СВО и утратившего силу в марте 2024 года. Итоги его применения нигде не афишировались в силу секретности, однако могут быть отчасти проиллюстрированы выдержками из ежегодного доклада Генпрокуратуры России о состоянии законности и правопорядка.
На начало года в стране функционировали 648 (на 1 января 2023 года – 644) исправительных и лечебно-профилактических учреждений. При этом численность лиц, отбывавших там лишение свободы, сократилась на 19,3% (59,4 тыс.), достигнув 248,5 тыс. (в 2022 году – 308 тыс.), в том числе в исправительных колониях содержалось 231,3 тыс. (286 тыс., или -19,1%), а в тюрьмах – 1,3 тыс. (1,4 тыс.). В 210 следственных изоляторах (СИЗО) содержалось 103,4 тыс. человек, что на 6,9 тыс. меньше, чем в 2022 году. Ну и наконец, на учете в 1545 уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах состояли 447,1 тыс. человек, что на 35,1 тыс. меньше, чем в 2022 году.
На фоне снижения общего числа заключенных, обусловленного привлечением некоторых из них к участию в СВО и применением судами альтернативных видов наказаний, увеличилось количество выявляемых прокурорами нарушений законов. В 2023 году в учреждениях и органах уголовно-исправительной системы выявлено 160,8 тыс. правонарушений (в 2022 году – 147,1 тыс., или +9,3%, 2021 году – 135,7 тыс., или +18,4%). Большинство таких нарушений касалось сфер обеспечения режима и материально-бытовых условий отбывания наказания. В результате по материалам прокурорских проверок возбудили 187 (175 и 103 соответственно) уголовных дел. Такой галопирующий рост объясняется масштабной проверкой исполнения законов об обеспечении личной безопасности заключенных.
Источник: Судебный департамент ВС РФ |
Несмотря на ужесточение мер ответственности, сохраняется проблема поступления в пенитенциарные учреждения запрещенных предметов и веществ. Так, в 2023 году там изъяли почти 24 кг наркотиков и 19,8 тыс. средств связи, из которых 10,3 тыс. находились в пользовании заключенных. В то же время каналы их поступления на режимные объекты зачастую не устанавливались, в связи с чем виновные лица избежали ответственности.
Одним из показателей достижения целей наказания является законопослушное поведение заключенных. Между тем уровень их криминализации, даже с учетом изменившейся численности, остается практически неизменным. Так, в 2023 году ими совершено 885 преступлений (в 2022 году – 1,1 тыс., в 2021 году – 1,2 тыс.). Из них на исправительные колонии приходится 626 (819) деяний, тюрьмы – 10 (19), а на СИЗО – 217 (213). На фоне снижения количества убийств и покушений (с 12 до 6) и фактов причинения тяжкого вреда здоровью (с 33 до 10) увеличилось число побегов (с 96 до 100) и случаев незаконного оборота наркотиков (с 94 до 126), что свидетельствует о ненадлежащей работе оперативно-режимных подразделений уголовно-исправительной системы. При этом с подачи ФСИН было возбуждено 149 дел в отношении участников признанного в РФ экстремистским движения «АУЕ» (по ст. 282.2 УК РФ) и 28 дел в отношении криминальных авторитетов (по ст. 210.1 УК РФ).
Источник: Судебный департамент ВС РФ |
Однако стремительно пустеющие места лишения свободы вовсе не повод отказываться от выделяемых бюджетных средств, а даже наоборот. Еще весной был обнародован проект постановления правительства об увеличении финансирования на модернизацию учреждений уголовно-исправительной системы, в результате чего общий объем финансирования федеральной целевой программы превысит 1,1 трлн руб. (первоначально 105 млрд). Документом предусматривается строительство так называемых учреждений объединенного типа (УОТ): подразумевают создание в одном месте колоний с разными видами режимов, в том числе СИЗО. Их появление лоббируется Минюстом. Строительство УОТ запланировано в 29 регионах, включая Запорожскую и Херсонскую области, Луганскую и Донецкую народные республики (в каждом субъекте по одной гибридной колонии) после 2028 года.
Наполняемость как старых, так и новых колоний отчасти гарантируют и суды. По данным Судебного департамента при Верховном суде России за 2023 год, 161,1 тыс. из 555,7 тыс. осужденных были приговорены к лишению свободы. Для сравнения: в 2022 году эти показатели были на уровне 167,1 тыс. и 578,7 тыс. соответственно. Число оправданных при этом остается незначительным: чуть более 1000 человек. Основная часть осужденных получила до 5 лет за совершение нетяжких преступлений против собственности. При этом 81,8 тыс. осужденных отправили в колонии строгого режима, 51,2 тыс. – общего режима, 7,5 тыс. – особого режима, 17,9 тыс. – в колонию-поселение, 1071 – в воспитательную колонию, а еще 437 – в тюрьму. Данные за 2024 год будут схожими.
Источник: Судебный департамент ВС РФ |
В конце августа исполнится 5 месяцев со дня принятия бессрочного Федерального закона № 61-ФЗ, разрешившего привлекать к участию в спецоперации лиц, совершивших преступление или имеющих судимость. О сложностях с его реализацией свидетельствуют сообщения в федеральных СМИ, согласно которым набором подозреваемых и обвиняемых в воинские части, участвующие в спецоперации, занялись сотрудники Следственного комитета, МВД, ФСБ, МЧС, Федеральной таможенной службы и даже судебные приставы, действующие под контролем прокуратуры. Всем им поручено наладить активное взаимодействие с военкоматами и приглашать на службу физически здоровых фигурантов уголовных дел в возрасте от 18 до 65 лет, которым гарантируется приостановление, а затем и прекращение уголовного преследования, а также снятие судимостей. Причем совершенно необязательно, что они будут направлены на передовую штурмовиками.
Обращение от желающих следователи (дознаватели) должны «незамедлительно» направлять для рассмотрения в военкоматы по месту дислокации территориальных органов. При этом им предписывается обеспечить ведение «накопительных производств» о наборе рекрутов, которые должны предоставляться руководству «по первому требованию». Для контроля за мобилизацией подследственных должны быть составлены их списки с указанием инкриминируемых деяний и назначен ответственный сотрудник, ежемесячно отчитывающийся «наверх». Если комиссариат соглашается на заключение контракта с подследственным, его уголовное преследование по ходатайству военных приостанавливается, а полностью прекращается после награждения госнаградой, завершения спецоперации или утраты здоровья. Дезертирство, неисполнение приказа и другие воинские преступления автоматически приводят к возобновлению приостановленных уголовных дел, которые соединяют с новыми. Как утверждают в Следственном комитете РФ, осужденные за насильственные преступления и отпущенные на свободу после участия в СВО граждане находятся на контроле у следователей. Случаев совершения ими повторных преступлений немного.