Фото Reuters
Западные СМИ обошла фотография нового генерального секретаря НАТО Марка Рютте, ознаменовавшего начало своей деятельности визитом в Киев. На фото нидерландец покровительственно обнимает украинского президента. Не поскупился новый генсек и на пафосные слова, чтобы приободрить собеседника, заметно поникшего после своего европейского турне и визита в Нью-Йорк.
На этом фоне Рютте сделал все, чтобы в Киеве почувствовали, что НАТО на стороне Киева. Одновременно его обещания и посулы были явно расценены на Западе как сигнал лидерам европейских стран – членов НАТО в том смысле, что Рютте будет всячески способствовать военному решению украинского кризиса в пользу Киева. «Украина будет в НАТО, НАТО будет вместе с Украиной», – безапелляционно заявил он.
Вряд ли эти слова очень приободрили представителей Украины. Подбадривающие слова Рютте следует расценивать скорее как стимулирование Киева к дальнейшему продолжению кровопролития до последнего украинского солдата. Но внешне идеальная для «ястребов» ситуация таит в себе риски и опасности для политической стабильности самого Запада.
Во-первых, киевский режим испытывает серьезные трудности на линии боевого соприкосновения. Во-вторых, общественность стран Запада все больше и больше раздражается бессмысленными тратами на поддержку Украины и бесперспективностью боевых действий. К тому же усиливается понимание того, что их затягивание усиливает напряженность в отношениях самого коллективного Запада с Россией и повышает риск прямого конфликта с Москвой, в том числе и с применением ядерного оружия. Не случайно в ходе череды выборов в Европарламент, парламент Франции, а также на последних выборах в земельные ландтаги Германии заметно укрепились позиции тех партий и политиков, которые высказывались против вовлеченности Запада в украинский кризис.
На фоне этого весьма сложного спектра противоречий, 5 октября британская газета Financial Times обнародовала со ссылкой на «влиятельных должностных лиц» новое видение выхода из украинского кризиса, отличное от «плана победы», представленного Зеленским в Белом доме. Согласно газете, все большее число украинских чиновников приходят к мнению, что наиболее вероятным компромиссом для завершения кризиса может стать схема предоставления Кремлю фактического контроля над восточными областями бывшей УССР, которые фактически реально уже отошли к России.
При этом, естественно, ни Киев, ни НАТО не признают юридической принадлежности Донбасса и других восточных областей России. В порядке компенсации за такую уступку Кремль должен согласиться на членство в НАТО Украины, которая получит гарантии безопасности от альянса.
Это уже не призывы наносить с территории Украины удары натовским оружием вглубь России. Значит, надо искать другие пути к победе над Россией. Из статьи в Financial Times следует, что натовская дипломатия размышляет сейчас над тем, как реализовать d Украине «германский сценарий» – с разделом страны на Западную и Восточную Украину с включением западной части в Североатлантический альянс. Но это не что иное, как юридическое оформление присутствия натовских воинских контингентов непосредственно вблизи жизненных центров России. Понимая это, авторы плана пытаются выглядеть убедительно: членство Украины в НАТО можно-де осуществить по так называемой западногерманской модели, когда гарантии безопасности альянса будут распространяться только на территории, которые контролирует Киев.
По данным британской газеты, президент США Джозеф Байден может попытаться продвинуть решение о возможности присоединения Украины в НАТО на данных условиях во время намеченного на 12 октября 25-го заседания контактной группы по Украине в формате «Рамштайн». Это будет первая встреча данной группы на уровне лидеров государств. Как пишет Financial Times, принятие Украины в НАТО является единственной остающейся стратегией Запада в противостоянии с Россией, хотя «никто не скажет этого вслух». При этом все понимают, что лишь немногие из 32 членов НАТО считают возможным присоединение Украины к альянсу до полного прекращения огня в этой стране и проведения четкой линии на карте, определяющей территорию Украины, в отношении которой будет применяться положение о взаимной обороне.
Пожалуй, и те немногие, кто якобы готов уже хоть сейчас принять Украину в НАТО, заявляют об этом только потому, что понимают нереальность такого решения.
Нет сомнения, что в западных мозговых центрах идея переговорного выхода из украинского кризиса будет прорабатываться и в дальнейшем. Возможно, новые мотивы в этом процессе могут появиться после президентских выборов 5 ноября в США, причем независимо от того, кто будет избран. Но реальное решение может быть найдено в том, чтобы сесть за стол переговоров на равных с партнером условиях.
А основа для таких переговоров имеется. Ведь еще в декабре 2021 года, за два месяца до начала СВО, Москва представила на рассмотрение США и НАТО проекты документов о реальных взаимных гарантиях безопасности, исключающих вступление Украины в НАТО.