Фото Reuters
Приход к власти в США Дональда Трампа оживил дискуссии насчет того, может ли быть завершен конфликт между Украиной и Россией, на какой площадке могут состояться переговоры и по какому сценарию возможно прекращение боевых действий. Многие вспоминают попытки остановить кровопролитие, предпринятые на переговорах в Турции, причем глава турецкого МИД Хакан Фидан недавно заявлял, что надежды на прекращение конфликта на Украине возросли, а от президента Реджепа Тайипа Эрдогана на G20 ждали плана заморозки конфликта.
Посреднические усилия Анкары на стамбульских мирных переговорах в 2022 году были успешными, даже с учетом того, что контуры договоренностей были определены в Белоруссии при посредничестве президента Александра Лукашенко. Как известно, стороны приняли проект, подготовленный в Стамбуле, но, прежде чем он был подписан главами государств, украинская сторона вышла из диалога, а затем Верховная рада запретила президенту Владимиру Зеленскому обсуждение этого вопроса.
Сможет ли Турция опять сыграть посредническую роль в диалоге РФ и Украины после того, как Трамп был избран президентом во второй раз? Анкара предлагает свои условия для заморозки конфликта, и фактически ее план представляет собой бессрочное соглашение о прекращении огня. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на встрече лидеров стран G20 (19–20 ноября в Бразилии) собирался представить свое предложение по замораживанию конфликта в Украине, сообщал Bloomberg, однако этого так и не произошло.
Представители турецкой дипломатии прекрасно знают, что процесс, который организован после конфликта на Кипре в 1974 году (остров до сих пор разделен на две части), может быть адаптирован для Украины. Однако Хакан Фидан настойчиво подчеркивал, что если мирное соглашение будет подписано, то оно должно «абсолютно» защищать территориальную целостность Украины. В связи с этим о принятии Москвой предложения турецкой стороны не может быть и речи. Учитывая обстановку на фронте, это предложение Фидана выглядит как манипуляция, сделанная в угоду украинскому общественному мнению.
Контуры мирного плана Трампа, о котором западные СМИ сообщили в первые дни после победы политика на выборах, совпадают с нынешним предложением турецкой стороны заморозить конфликт. Не исключено, что новый американский президент, срок полномочий которого начнется в январе, в ближайшие дни проведет неофициальные переговоры по Украине через своих советников, используя Турцию. Имея опыт стамбульских переговоров, турецкие дипломаты могут быть полезны в ускорении процесса, поскольку хорошо знают позиции сторон и ситуацию на в зоне конфликта.
Однако могут возникнуть проблемы – РФ могла потерять веру в то, что Турция может быть нейтральным посредником. Анкара, заявившая о своем нейтралитете в самом начале боевых действий, продолжает прямо или косвенно оказывать вооруженную помощь украинской армии. Решение производителя беспилотных летательных аппаратов Baykar (выпускает дроны Bayraktar) открыть завод в Украине является раздражающим Москву фактором. Еще одна проблема – скандал, связанный с тем, что командирам батальона «Азов» (организация признана террористической и экстремистской, запрещена в России), доставленным в Турцию в рамках обмена пленными 21 сентября 2022 года, разрешили отправиться в Украину. Военнослужащие, которые в соответствии с трехсторонним соглашением должны были оставаться в Турции до конца боевых действий, вернулись домой 8 июля 2023 года по требованию Владимира Зеленского и в результате инициативы Реджепа Тайипа Эрдогана.
Однако отметим, что, даже несмотря на это, представители РФ в начале ноября высоко оценивали инициативы Турции по разрешению украинского кризиса, хотя и отмечали при этом, что сейчас посреднических усилий какой-либо страны не хватит для успеха. Так что, несмотря на все разногласия, Стамбул вполне может провести мирные переговоры во второй раз. Причин тому несколько, первая из них заключается в том, что после избрания Трампа турецкое правительство проявило желание достичь соглашения с США по многим проблематичным вопросам и Анкара готова уступить. В этом смысле, чтобы поддержать «новый путь Эрдогана», новый американский президент может оказывать давление на конфликтующие стороны, склоняя их к переговорам в Стамбуле. Несмотря на все возникшие между РФ и Турцией трения, у стран есть несколько совместных перспективных проектов (создание газового хаба, строительство атомной электростанции в Аккую, перспектива строительства Синопской АЭС и т.д.), которые будут актуальны после завершения конфликта в Украине и, с учетом их больших перспектив, стамбульский формат переговоров для Москвы может опять оказаться приемлемым.