0
1017
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

20.01.2025 18:32:00

Пушкинский музей: есть что показать

Ребрендинг, реэкспозиция, цифровая трансформация – список неполный, но знаковый

Тэги: гмии, пушкинский музей, ребрендинг, реэкспозиция, цифровая трансформация, елизавета лихачева, ольга галактионова, директор, увольнение, марат хуснуллин, ольга любимова


гмии, пушкинский музей, ребрендинг, реэкспозиция, цифровая трансформация, елизавета лихачева, ольга галактионова, директор, увольнение, марат хуснуллин, ольга любимова Фото агентства городских новостей "Москва"

Прошедший 2024 год стал показательным для Пушкинского музея. В марте 2023-го на должность директора назначили Елизавету Лихачеву. После чего ожидаемо начался переходный период. Примерно полгода на то, чтобы изнутри вникнуть во все процессы и в общих чертах определиться с направлениями развития. Еще примерно полгода – на конкретизацию задач, практические подступы к проблемам. А во второй год, которым стал 2024-й, как раз можно ожидать появления первых промежуточных результатов.

И музею есть что показать. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина в прошлом году объявил о ребрендинге. Решение, базирующееся на предварительно проведенных исследованиях. Внешне это ознаменовалось изменением логотипа, фирменного знака. За таким внешним обновлением стоит и масштабная задумка, и большая внутренняя работа по реализации.

Одна из задач ребрендинга – оформить, переупаковать философию музея, чтобы транслировать ее в первую очередь внутри самой институции. Но такой визуальный манифест нацелен, конечно, и вовне: на посетителей, партнеров, коллег, спонсоров, меценатов (см. подробнее «НГ» от 17.09.24).

Необходимость самоидентификации назрела по нескольким причинам. Музей к 2024 году сильно разросся: ГМИИ – это уже не только Волхонка, но и филиалы в других городах, региональные проекты. Однако территория и самой Волхонки в обозримом будущем тоже преобразится.

К 2030 году ожидается открытие Музейного квартала, у ГМИИ появится в Москве в разы больше пространства: около 100 тыс. кв. м площади, из которых выставочных – 30 тыс. кв. м (напомним, в 2023 году проект Музейного квартала по решению правительства был передан «Единому заказчику в сфере строительства», созданному ранее на базе Минстроя).

Больше пространства – больше возможностей. Но это и вызов. «По сути, мы ребрендингом запускаем процесс придумывания нового музея. И это, надо сказать, адский труд… Нам нужно продумать стратегию – не окончательную, а достаточно гибкую», – поясняла в телеэфире Лихачева.

Гибкость упомянута не случайно: после открытия запланированных новых помещений преобразования не закончатся. Главное здание по адресу Волхонка, 12 уйдет на реконструкцию, временно пропадет с музейной карты Москвы. Но ремонт жизненно необходим. «У нас течет крыша, у нас проблемы с подвалами, у нас проблемы с вентиляцией», – перечисляла журналистам Лихачева.

В сентябре 2024-го впервые за два с половиной года прошло в новом составе заседание попечительского совета ГМИИ им. А.С. Пушкина под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина. Была утверждена программа развития музея. В заседании принимала участие и министр культуры Ольга Любимова.

Далее: в прошлом году в залах Пушкинского музея провели новую реэкспозицию. Это произошло впервые после предыдущей реэкспозиции 2021 года, вызвавшей много споров: например, тогда число экспонатов в залах сократилось на треть.

Новая же реэкспозиция 2024 года, наоборот, была призвана вернуться к классическому варианту, возвратить шедевры из фондов, продемонстрировав многообразие коллекции даже еще шире, чем до 2021 года. Живопись дополнили памятниками скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики. В прошлом году музей продолжил пополнять свое собрание.

В концептуальном смысле было четко обозначено, что временные так называемые выставки-блокбастеры – это хоть и похвально, но Пушкинский музей ими не должен ограничиваться, его возможности гораздо богаче, а задачи долгосрочнее. Он обладает собственной уникальной коллекцией, и именно ее и нужно в первую очередь изучать, продвигать, максимально показывать – в тех самых залах с постоянной экспозицией, мимо которых порой, отмахиваясь, пробегают в поисках блокбастеров.

Все это, однако, вовсе не значит, что ярких временных выставок не было или категорически не планировалось, они не просто планировались и были, а без преувеличения становились заметным событием. Каждая такая выставка была итогом научных изысканий, реставрационных работ, исследовательского сотрудничества в том числе с региональными музеями, коллекции которых тоже полны открытий.

Выставки сопровождались разнообразными мероприятиями: кураторскими экскурсиями, лекциями, концертами. Билеты на многие из них разлетались в первые 15 минут после появления на сайте. Как сообщила теперь уже в личном видеоблоге Елизавета Лихачева, в 2024 году Пушкинский музей посетили на 300 тыс. человек больше, чем в 2023-м. Одновременно с этим активно велась региональная работа, в том числе в новых субъектах РФ.

Еще один пункт: в прошлом году началась цифровая трансформация музея. Было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации со Сбером. Сообщалось, что при совместном взаимодействии планируется, например, создать цифровую интерактивную копию музея. Помимо этого, предполагается пилотирование технологий искусственного интеллекта.

Все это тоже не осталась без внимания в выставочном процессе. В прошлом году в ГМИИ была открыта выставка «От слепка до пикселя». Цель – продемонстрировать, как выглядит ежедневная исследовательская работа музея изнутри, и познакомить с первыми выводами о том, чем искусственный интеллект может оказаться полезен для музея, как усовершенствовать взаимодействие историков, искусствоведов, реставраторов и т.д. с современными технологиями, чтобы оно обогащало, а не обесценивало.

Как выяснила «НГ», сейчас одна из приоритетных задач Пушкинского музея – оцифровка его обширной коллекции слепков (см. номер от 24.11.24). Оцифровка собрания под контролем музейных специалистов поможет в том числе насытить искусственный интеллект достоверными, неискаженными, структурированными данными, что позволит повысить качество его анализа и выводов. И это потенциально может принести пользу уже не одному только Пушкинскому музею.

Перечислено, конечно, не все. Можно было сделать больше? Наверное, можно. Нет предела совершенству, ведь и те критерии, по которым оценивались промежуточные результаты, пока не ясны (см. «НГ» от 19.01.25). Какое именно «больше» требуется сейчас от музея? Поживем – увидим. Как сообщила теперь новый директор ГМИИ Ольга Галактионова, которую 17 января представили коллективу музея, про планы она сможет говорить «не ранее, чем через три–шесть месяцев». 

Продолжение темы читайте в материале "Из "ДК СССР" – в Пушкинский музей"


Читайте также


Из "ДК СССР" – в Пушкинский музей

Из "ДК СССР" – в Пушкинский музей

Алексей Туполев

Елизавету Лихачеву заменили на Ольгу Галактионову без публичного объяснения причин

0
2862
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
2389
Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4599
Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Дарья Курдюкова

Пушкинский музей представил неизвестную часть собрания знаменитого коллекционера

0
4609

Другие новости