Фото агентства городских новостей "Москва"
События последних недель наглядно свидетельствуют о том, что идет комплексное реформирование образовательной системы. И затрагивает оно практически все этапы многолетнего процесса – от дошкольного воспитания до высшего образования.
В вузовской сфере, как уже совершенно понятно, сформирован тренд на подготовку студентов преимущественно по тем специальностям, которые остро необходимы для экономики страны. «Лишние» специалисты, отдача от которых в экономике не очевидна или сильно отложена, не смогут претендовать на какое-то карьерное благоприятствование. Число студентов высших учебных заведений будет ровно то, которое необходимо государству.
В системе среднего профтехобразования (СПО) государство уже несколько лет ведет политику по увеличению числа учащихся и, очевидно, будет наращивать эти темпы дальше. По крайней мере недавно начавшийся эксперимент образовательного ведомства, когда в старшую школу переходят учиться только те ученики, кто сдал четыре предмета по основному государственному экзамену (ОГЭ), настраивает средний и слабый контингент учащихся на выход из школы после 9-го класса.
В средней школе заметно стремление создать единое общеобразовательное пространство, с единой программой и единым учебником. Что не так уж плохо в сложившейся ситуации. По крайней мере, как обещают в Министерстве просвещения, это поможет исключить «натаскивание» на ЕГЭ в старших классах. Уже почти готовы новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) старшей школы, на которые тоже возлагаются большие надежды. Хотя... здесь есть нюанс.
Новые ФГОС для начальной школы были утверждены приказом от 31 мая 2021 года. То есть вот уже почти четыре года мы имеем дело с ними. За эти годы, как отмечают представители рекрутинговых агентств, возрос спрос на репетиторов в начальной школе. Причем этот тренд характерен для всех регионов. Больше всего спрос вырос в Хабаровске, Владивостоке, Уфе и Москве. Заметим, что спрос на репетиторов растет, хотя население не становится обеспеченнее. Значит, дело не только в стандартах.
И проблем с учебой в начальной школе не стало меньше. С увеличением объема нового материала, конечно, трудности могут усугубиться на средней ступени обучения. В результате чего можно ожидать, что к концу 9-го класса учебные заведения покинет слабо успевающий контингент учащихся. Сегодня это, по официальным данным, около 63% школьников.
С учетом нынешних нововведений не исключено, что значительная часть из этих подростков так и не рискнет в будущем идти дальше учиться, потому что в техникумах слабые знания не поправить. Там программы обучения ориентированы на получение профессии, а не на общеобразовательные предметы. Кстати, согласно исследованиям Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в университеты после техникума уже сегодня поступают лишь 7,5% от общего числа учащихся.
Существующая система приема в ведущие университеты раздает всем «сестрам» (целевикам, льготникам, олимпиадникам) по «серьгам». С одной стороны, это хорошо, что в университеты поступают абитуриенты из этих категорий подростков. Приятно наблюдать торжество социальной справедливости. С другой стороны, целевики и льготники поступают с более низкими баллами ЕГЭ. Соответственно встает вопрос о качестве подготовки будущего специалиста.
Согласно исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», отсев студентов из университетов уже много лет держится на показателе около 21%. Наибольшие трудности в учебе испытывают льготники, поступившие по целевому набору, и студенты после обучения в системе СПО. То есть проблемы, пришедшие с учеником из средней школы, остаются, они никуда не деваются.
Впрочем, есть как минимум один проверенный путь разрешения этой проблемы. Речь идет о советском образовательном опыте, увековеченном фильмом Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» и телевизионной комедией «Большая перемена». Ровно 100 лет назад вышел декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Положение о школах рабочих подростков». Позднее название меняли, но суть оставалась все той же: вечерние школы для работающей молодежи помогали взрослым людям получить среднее образование без отрыва от производства и повысить свою квалификацию, а значит, и зарабатывать больше.
Кстати, в такой школе учились Юрий Гагарин, Людмила Зыкина, Виктор Садовничий и многие другие. И преподавали в них не менее известные личности: писатель Владимир Войнович, литературовед Владимир Кириллин, физик Владилен Минин. Представляется, что во всем этом был заложен какой-то глубокий смысл. Это не ушлые платные «трехдневные» современные псевдокурсы, обманом обирающие молодежь. Это – добротная, добрая, умная бесплатная вечерняя школа, с традициями, подходами, обычаями, знаниями.
Но фундаментальная проблема, как представляется, все же состоит в другом. Такая тотальная и одновременная перестройка всей системы образования и подготовки кадров – от дошкольного до высшего – чревата колоссальными рисками. Речь идет об отсутствии ресурсов: прежде всего кадровых, а также материальных, административных, отсутствие ресурса времени. В итоге проходящее де-факто «комплексное» реформирование образовательной системы может оказаться «лоскутным», обыкновенным латанием дыр. Непродуманные, реактивные меры в ответ на требования «злобы дня» уже не раз отзывались серьезными проблемами в образовательной системе.