0
3122
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

25.09.2025 17:44:00

Благонравный мессенджер без голоса

Создаст ли приложение для верующих конкуренцию на рынке коммуникаций

Тэги: мессенджер зосима, православные верующие, достоинства, недостатки, социум, сети с конфессиональным уклоном


мессенджер зосима, православные верующие, достоинства, недостатки, социум, сети с конфессиональным уклоном Коллаж НГ-Online

Появление мессенджера «Зосима», разработанного специально для православных верующих российскими программистами, приводит в некоторое смущение. Ведь как же так? Столько сил тратится на распространение национального мессенджера MAX. Стремительное внедрение универсального отечественного продукта удачно совпало с ограничениями работы коммуникационных приложений иностранного происхождения, которые облюбовали мошенники. А тут, получается, вырастает новый конкурент?

Разработчики «Зосимы» указывают его преимущества. Он подходит для подростков, потому что программа фильтрует деструктивный и аморальный контент, даже «черный юмор», как пишут некоторые люди, скачавшие приложение. Создан «Зосима» изначально для участников программы по возрождению православных храмов в Ярославской области, понравился участникам сообщества – и пошел в массы. Поэтому такой контроль за содержанием. Однако и национальный мессенджер, как упоминалось при обсуждениях, вроде бы не допускает обмен вредными или опасными для государства, общества и личности материалами.

Надо сразу сказать, что у «Зосимы» нет главного качества, по поводу которого ломаются копья между регуляторами и пользователями гаджетов – у православного продукта отсутствует возможность голосовых потоковых сообщений. Судя по описанию от разработчика, мессенджер сначала решили выпустить в свет, а потом доработать, опираясь на отзывы потребителей. По результатам двух дней, в течение которых «Зосима» доступен в одном из самых распространенных магазинов приложений, его скачали уже более 5 тыс. человек (выше этой планки показатели не конкретизируются). И уже есть достаточно много отзывов.

Комментарии пользователей не очень лестные, как и общая оценка в магазине приложений. Есть, конечно, и злонамеренные отзывы заведомых недоброжелателей. Например, один пользователь пишет, что он атеист, скачал приложение из интереса – и убедился в своей точке зрения, сформированной априори. Есть и комментарии, доброжелательные по настрою, но критичные по содержанию: «Мир всем, братья и сестры! Приложение крайне сырое, но если его доведут до ума – оно станет лучше всяких…» – и далее следуют названия соцсетей, как зарубежных, так и отечественных.

Мы помним, как спустя некоторое время после начала кампании по повсеместному внедрению национального мессенджера даже некоторые представители политической элиты высказывались в пользу конкуренции на рынке коммуникаций. Звучала и критика по поводу блокировок звуковой связи в приложениях, созданных за рубежом и контролируемых из-за границы. Ведь чтобы отечественный продукт развивался, нужно технологическое соперничество. Отсутствие конкурентов приведет к застою.

Правда, после этого доступность голосовых звонков в иностранных мессенджерах не вернулась. Может быть, теперь появится конкуренция иного типа – между продуктами исключительно отечественной разработки. И «Зосима» – тут первый звоночек? Впрочем, как уже говорилось, пока с помощью приложения звонить-то как раз невозможно.

Предположим, что «Зосима» вскорости обретет голос, и опция звонков в новой программе паче чаяния появится. Однако если текстовые сообщения, а также публикации в группах можно фильтровать в соответствии с принципами благонравия, наложенными разработчиками самими над собой, то как отследить и пресечь злонамеренное использование голосовой коммуникации в живом эфире?

Как сказано в описании продукта, зарегистрироваться в «Зосиме» можно без использования телефона, достаточно указать электронную почту. Главная проблема утраты популярных, но неконтролируемых в смысле безопасности зарубежных мессенджеров состояла в том, что там содержались «рабочие сети», система многочисленных и разветвленных личных связей и контактов, собранных людьми в течение многих лет через обмен телефонными номерами. Эта база кочевала из соцсети в соцсеть, потому что «зарубежники» старались быть интегрированными между собой.

А сети типа «Зосимы» предлагают иной путь социализации: не вовлекать в ряды своих пользователей открытый до бесконечности человеческий ресурс, но, наоборот, искать свой круг в рамках ограниченной группы людей, которые выбирают именно тематическое приложение. Социум при этом «окукливается» в границах множества закрытых ячеек. Пока что такая схема не доказала своей эффективности. Еще в далеком 2013 году появилась социальная сеть для православных верующих «Елицы». Сейчас там менее 300 тыс. зарегистрированных пользователей. Для 140-миллионной России, где, как говорят, 80% населения исповедует православное христианство, это, наверное, маловато. А теперь еще будут пересекаться секторальные соцсеть и мессенджер, ведь функционал у них отчасти совпадает.

Да и дробление социума через сети с конфессиональным уклоном – неоднозначная общественная тенденция. Ведь уже существуют аналогичные продукты и для других религий. Эти программы созданы как в России, так и международными командами. Особый интерес здесь представляют сервисы для мусульман ввиду многочисленности последователей этой веры и той активности, которую правоверные проявляют в информационном пространстве. Скажем, минувшим летом было объявлено о запуске мусульманской соцсети, которую разработали в Чечне.

Все же гораздо популярнее другое приложение, созданное специально для мусульман и зарегистрированное в Турции. Оно доступно и в России. Тут, как говорится, из огня да в полымя. Если опасность исходит от зарубежных программ, предназначенных для неограниченного круга пользователей, то насколько безопаснее отдавать российскую аудиторию такой же зарубежной разработке, но уже нацеленной на конфессиональную принадлежность? Думаю, регуляторам и так непросто справиться с тематическим религиозными пабликами, уже в огромном количестве существующими в популярных приложениях с миллионами пользователей.

Так или иначе, высокие технологии – дело живое, развивающееся. Здесь всем хватит места для разного рода экспериментов. 

 


Читайте также


Место приложения узла социальных связей

Место приложения узла социальных связей

Виталий Антропов

Рост числа мегаполисов, возможно, самый интригующий феномен цивилизации

0
6247
Национальный мессенджер между амбициями и реальностью

Национальный мессенджер между амбициями и реальностью

Обсуждение Max показывает важность повышения доверия и прозрачности к решениям власти

0
4777
Пределы распада социума

Пределы распада социума

Андрей Быстрицкий

Как будет развиваться новый мировой порядок

0
2592
Сергей Кириенко объявил о старте знакового конкурса

Сергей Кириенко объявил о старте знакового конкурса

Константин Ремчуков

Социальная архитектура как ответ на запрос удовлетворения потребностей более высокого уровня Пирамиды Маслоу

0
26165

Другие новости