Воображаемый Хармс уважает только молодых, здоровых и пышных женщин.
Пьер Огюст Ренуар. Две женщины в голубых блузках. 1919. Галерея Даниэля Маленга, Париж, Франция |
Даниила Хармса называют родоначальником великой европейской литературы абсурда. К сожалению, мы часто слишком поздно понимаем, как интересно было бы побеседовать с абсолютно свободным человеком о «суматохе текущего» и вечного. Но можно представить, каким был бы этот разговор…
– Даниил Иванович, сегодня многим трудно не пасть духом, остаться верным избранному пути …
– Жизнь – это море, судьба – это ветер, а человек – это корабль. И как хороший рулевой может использовать противный ветер и даже идти против ветра, не меняя курса, так и умный человек может использовать удары судьбы и с каждым ударом приближаться к своей цели. Пример: человек хотел стать оратором, а судьба отрезала ему язык, и человек онемел. Но он не сдался, а научился показывать дощечки с фразами, написанными большими буквами, и при этом, где нужно, подвывать и этим воздействовать на слушателей еще больше, чем это можно было сделать обыкновенной речью.
– Но ведь нельзя заниматься своим делом «без божества, без вдохновенья»…
– В основе вдохновения лежит подлинный интерес. Подлинный интерес – это главное в нашей жизни. Человек, лишенный интереса к чему бы то ни было, быстро гибнет. Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; еще один толчок – и человек сходит с ума. Человек не в силах выполнить своего долга, если у него нет к этому истинного интереса. Если истинный интерес человека совпадает с направлением его долга, то такой человек становится великим.
– Что интересует вас?
– Меня интересует только чушь; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении…
– Не к году Свиньи будет спрошено: как вы относитесь к женщинам?
– Я уважаю только молодых, здоровых и пышных женщин. К остальным представителям человечества я отношусь подозрительно.
Женщины меня интересовали всегда. Меня всегда волновали женские ножки, в особенности выше колен.
Многие считают женщин порочными существами. А я нисколько! Наоборот, даже считаю их чем-то очень приятными.
Полненькая, молоденькая женщина! Чем же она порочна? Вовсе не порочна!
Все это глупости! Я знаю женщин лучше, чем кто-либо другой, и про одетую женщину могу сказать, как она выглядит голой.
Я долго изучал женщин и теперь могу сказать, что знаю их на пять с плюсом.
– Не могли бы поделиться некоторыми наблюдениями?
– Прежде всего женщина любит, чтобы ее не замечали. Пусть она стоит перед тобой или станет, а ты делай вид, что ничего не слышишь и не видишь, и веди себя так, будто и нет никого в комнате. Это страшно разжигает женское любопытство. А любопытная женщина способна на все.
Я другой раз нарочно полезу в карман с таинственным видом, а женщина так и уставится глазами: мол, дескать, что это такое? А я возьму и выну из кармана нарочно какой-нибудь подстаканник. Женщина так и вздрогнет от любопытства. Ну, значит, и попалась рыбка в сеть!
– Небось, на цветы из кармана «рыбка» бы не попалась…
– Что такое цветы? У женщин между ног пахнет значительно лучше. То и то природа, а потому никто не смеет возмущаться моим словам.
– Пусть только посмеют. Как знаток знатоку: в чем, по-вашему, залог крепкого брака?
– Я бы устроил общественный зал, где бы, скажем, раз в месяц собиралась вся молодежь. Все, от 17 до 35 лет, должны раздеться голыми и прохаживаться по залу. Если кто кому понравился, то такая пара уходит в уголок и там рассматривает себя уже детально. Я забыл сказать, что у всех на шее должна висеть карточка с именем, фамилией и адресом. Потом тому, кто пришелся по вкусу, можно послать письмо и завязать более тесное знакомство.
– На ваш взгляд, что, кроме женщин, необходимо знать человеку?
– Человеку полезно знать только то, что ему полагается. Могу в пример привести следующий случай: один человек знал немного больше, а другой немного меньше того, что им полагалось знать. И что же? Тот, что знал немного меньше, разбогател, а тот, что знал немного больше – всю жизнь прожил только в достатке.
– Спасибо.
Текст Даниила Хармса смонтировал Александр Рогов
комментарии(0)