1
3951
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.10.2019 00:01:00

Партия сказала посадить – значит надо!

Митинговали за что угодно, лишь бы не строить светлое будущее

Тэги: москва, субкультура, ленинград, кино, неформалы, афганистан, гитлер, джаз, перестройка, митинги, националсоциалисты, контркультура


москва, субкультура, ленинград, «кино», неформалы, афганистан, гитлер, джаз, перестройка, митинги, национал-социалисты, контркультура Неформалы готовы были идти на все, лишь бы не быть биомашинами. Кадр из фильма Юрия Мамина «Бакенбарды». 1990

В книге Владимира Козлова рассматривается проблема становления молодежных субкультур и контркультуры как таковой в Москве. Изначально идея книги, на мой скромный взгляд, – показать, как появлялся андеграунд на территории СССР. Нечто подобное было в книгах других легенд контркультуры, например у Алексея Рыбина в замечательном произведении «Как начиналось «Кино». Там основной упор сделан на Ленинград, а о столичных неформалах говорится немного. Плюс у жителя Северной столицы больший упор сделан на реальные события, у Владимира же наоборот – на художественные, хотя уверен: сюжеты основаны на реальных событиях тоже. Идеи Козлова более развернуты. Он хочет не просто донести, как развивались субкультуры, но и показать читателю, незнакомому с тем временем, что заставляло людей пополнять лишь зарождающиеся ряды неформалов. Почему индивид, не понятый обществом, не хотел строить светлое коммунистическое будущее, а хотел носить косуху, вкалывать ради запрещенных заморских пластинок, пить «чернила» во дворе. Тут показан и беспредел государства в Афганистане, и желание не быть похожим на быдло «люберов», для которых человек «с другого раена» – кровный враг.

Такие люди выбирали в качестве протеста против «быдло‑общества», не только рок‑музыку, другую одежду, сленг, но даже и более радикальные для того времени протесты. К примеру, устраивали митинг на Пушкинской площади, выходя в черных рубашках. Эти ребята отнюдь не испытывали расовой неприязни к другим национальностям, просто  хотели показать государству, что народ недоволен властью, поэтому жаждет перемен.

37-13-11_t.jpg
Владимир Козлов. КГБ‑Рок:
Роман СПб.: Дистопия, 2019.
– 158 с.
Показывает Владимир нелегкую долю литераторов, которые влачили жалкое существование, если не попадали в формат. В начале 1980-х слово «Интернет» в Союзе да и во всем мире практически никто не знал. Как же развиться малоизвестному писателю? Чтобы стать более‑менее популярным, приходится «подкладывать» свою девушку под издателя или представителя обкома, лишь бы напечатали. На какие жертвы только люди не шли! Для развития контркультуры это мог быть как любимый человек, так и собственная свобода. Неформалы перестройки готовы были идти на все, лишь бы не быть биомашиной, покорно и радостно пляшущей под чью‑то дудочку. Ведь это почти подвиг, граничивший с безумием, особенно для индивидуума, растущего под лозунг «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!». Реалистично показаны способы знакомства неформалов того времени. Социальных‑то сетей не было, как тогда быть? Знакомились по перепискам в журналах, создавая сообщества, не нравящиеся правящей партии, которая пыталась пресечь на корню желание человека не быть со стадом.

Обычно в подобных книгах авторы показывают негативный настрой к органам правопорядка. Люди в погонах срывают концерты, избивают панков с рокерами. Владимир же идет от противного: он показывает мир того времени глазами простых сотрудников, которым надо выполнить план, чтобы обезвредить банду национал‑социалистов. Партия требует посадки определенного количества «преступного элемента», вину которого надо буквально «высасывать из пальца». В книге Козлова сотрудники показаны простыми людьми с такими же странностями и проблемами, как и те, кого они ловят. Даже начинаешь испытывать к сотрудникам некоторую симпатию, смешанную с жалостью. Эти ребята сами не хотят сажать молодежь за глупости, но выбора нет: партия сказала посадить – значит надо. Книга превосходная, читается на одном дыхании, рекомендую всем. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


vadimburkovv 11:06 17.10.2019

Спасибо



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2177
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
4600
Вспомните, ребята…

Вспомните, ребята…

Андрей Коровин

Ушел из жизни поэт Дмитрий Сухарев

0
607
Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Анастасия Башкатова

Застройщикам предстоит структурно перестроить бизнес и при этом не обанкротиться

0
3864

Другие новости