0
3697
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.02.2021 20:30:00

Неумолимость фатума

Мягкий вариант славянского сюрреализма

Тэги: александр введенский, андрей белый, блок, андеграунд, христианство, суфизм, буддизм, мистицизм, религия, философия, эзотерика, модернизм, сюрреализм, скрябин, стравинский


4-14-2480.jpg
Тема трагизма жизни и беспощадности
судьбы, пришедшая из древнегреческих
трагедий, пронизывает многие рассказы.
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Эдип и Сфинкс.
1864. Лувр
Аркадий Ровнер (1940–2019) сформировался в литературно-духовном андеграунде 1960-х годов в Москве, на него оказали влияния авангардные течения в литературе, а также возрождение интереса к мировым духовным традициям, историческим и современным. Он дружил с такими выдающимися личностями, как поэты Дмитрий Авалиани, Валентин Никитин, Леонид Иоффе, Леонид Чертков, писатели Юрий Мамлеев и Николай Боков, философ Евгений Головин. На писателя оказало влияние мистическое возрождение 1960-х годов с его интересом к таким религиозно-мистическим течениям, как суфизм, буддизм, христианский мистицизм, учения Гурджиева, Блаватской, Штайнера, а также романы Андрея Белого, поэзия Блока, Хлебникова, Александра Введенского, а из второй половины ХХ века – поэзия Леонида Аронзона, раннего Станислава Красовицкого. В течение 20 лет (1974–1994) Ровнер жил в США, в Нью-Йорке, где основал издательство «Гнозис» и выпускал двуязычный религиозно-философский и литературный журнал «Гнозис». Вернувшись в Москву в 1994 году, он преподавал мировые религии в нескольких московских университетах, а также создал «Институт культуры состояний», посвященный изучению мировых духовных традиций. Ровнер проявил себя как поэт, писатель и философ, став автором трех романов, трех книг стихов и шести книг рассказов.

«Город живых отцов» – шестая и последняя книга рассказов автора. Из 30 рассказов и повестей, опубликованных в данном сборнике, 27 были написаны в период последних шести лет жизни автора (2013–2019), отмеченных мощным творческим подъемом. Как и в большей части его прозы, в этих рассказах присутствуют философское осмысление тайн мироздания, интенсивная эмоциональная экспрессия, отталкивающаяся от экспрессионизма и сюрреализма, яркой описательности, преломленной авангардной стилистикой. Модернистские стилистические черты, выраженные в преломлении линейного смысла, причинно-следственной связи и привнесения элементов абсурда и словесной фактуры ради самой себя, проявленные в более ранних рассказах автора, присутствуют и в творениях этого сборника, хотя и в меньшей мере.

Пожизненное глубинное вживание автора в мировые религиозные и эзотерические традиции выражается в размышлении о смысле жизни и смерти, о возможности и вероятности духовного просветления у отдельных индивидуумов (как описано в рассказе «Альфа-пилюля») и духовного возрождения у всего человечества или жителей отдельных стран (как показано в повести «Профессор» и в рассказе «Конец истории», главными героями которых являются композиторы Скрябин и Стравинский). Тема трагизма жизни и беспощадности судьбы, пришедшая из древнегреческих трагедий, пронизывает многие рассказы и выражается в ощущении безысходности участи персонажей, невозможности выразить в полной мере свой творческий потенциал. Это и поэт Эрнест из рассказа «Оракул», и главный герой рассказа «Островок леса между застройками» Герман, который не может вписаться в установившиеся религиозные и духовные течения, закостеневшие в социальные структуры. Герои рассказов «Свист иволги» и «Похитительница браузеров» осознают неумолимость фатума и рока, а главного протагониста рассказа «Город живых отцов» преследует чувство невыполненного долга перед умершим отцом. В рассказах «Большая уборка» и «Девочка с косичкой» передано ощущение катастрофы мирового уровня и плачевного состояния современности.

4-14-11250.jpg
Аркадий Ровнер. Город живых
отцов: шестая книга рассказов.–
М.: Традиция 2020. – 402 с.
Однако фантастическое мышление автора проявляется не только в мучительных раздумьях героев и в трагических исходах их судеб, но и в образах веселых колоритных гостей из иных стран и метафизических реалий («Эфемериды»), в комических житейских квазибытовых ситуациях («Сага об Анжеле»), в рассмотрении действенной сакральной сути языка, представленном в квазинаучной статье на лингвистические темы («Камаратуйя»), а также в выражении состояния возвышенного блаженства и радости, испытанного главными героями при столкновении с инобытием и высшей реальностью («Лучший мир»). Книге предпослан текст, написанный много лет назад в виде рецензии на прозу Аркадия Ровнера поэтом Алексеем Парщиковым, в которой автор характеризует творчество автора таким образом: «Мягкий вариант славянского сюрреализма в отличие от западного, систематического, использует аморфные абстракции, кукольные и рисованные образы, знаковую эстетику художественного плаката, нефункциональный дизайн, когда обыденность необязательно без остатка идет в жертву только синтезированному сюрреалистическому образу, а документирует невероятную реальность и числится параллельно». Сборник «Город живых отцов» – яркий художественный феномен в области современной литературы, отвечающий духовным и культурным запросам нашего времени широтой затронутых им тем и глубиной их переживания.

Репортаж о вечере памяти Аркадия Ровнера, прошедшем в рамках проекта «Вселенная», читайте в следующем выпуске «НГ-EL».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

Дарья Гармоненко

Власти разрешили оппозиции напоследок показать слабость протестов

0
1231
Молдавское яблоко катилось в Европу, а попало в Россию

Молдавское яблоко катилось в Европу, а попало в Россию

Светлана Гамова

На закрытый Кишиневом рынок РФ уходит большая часть республиканского экспорта

0
1525
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
2283
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
2371

Другие новости