0
2796
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.09.2022 20:30:00

Когда останавливаются песочные часы

Сборник рассказов, в котором реальность сталкивается с мистикой

Тэги: проза, детектив, мистика


35-13-2480.jpg
События реальности отражаются как в кривом
зеркале.  Фото Андрея Щербака-Жукова
«Вино с нотками смерти», новая книга автора серии ЖЗЛ, исторических романов и современной прозы, насколько увлекательна, настолько и непроста. Это цикл из 10 рассказов, действие которых разворачивается в трех плоскостях. Во-первых, в наши дни следователь Герман Радецкий расследует убийства и очень быстро понимает, что он столкнулся с не совсем обычными преступлениями и что в нашем мире действуют сверхъестественные существа. Детективная линия прописана качественно: мотивы и обстоятельства совершения преступлений небанальны и разнообразны, типажи ярки и выпуклы, сюжет закручен. Во-вторых, в параллельном мире, являющемся своего рода адом, заточена бесполая и бестелесная Сущность, периодически вырывающаяся на свободу, в наш реальный мир. В-третьих, на рубеже XIX и XX веков прапрадед главного героя, шеф-повар московского ресторана по имени... Герман Радецкий становится свидетелем событий, имеющих прямое отношение к Сущности и ее истории.

Автор хорошо владеет словом: в «современных» сценах слог легкий, динамичный. Как только действие перемещается в фантастический мир, иронический детектив превращается в непредсказуемую абсурдистскую прозу. О Германе-старшем рассказывается «чистым», классическим, немного старомодным языком.

О двух исторических рассказах – «Ресторан повышенной готовности» и «Хранители истины» – хочется сказать особо. Москва и Париж конца XIX века – интереснейшее место действия. И автор не скупится на краски, создавая неповторимую атмосферу той эпохи. Повествование становится неспешнее и обстоятельнее, появляются мелкие, но очень любопытные детали – и вот читатель уже гуляет по павильонам Всемирной выставки, участвует в заседании Московского спиритического общества, продумывает меню для императорского обеда. И, возможно, так же как и я, не может отделаться от ощущения, что читает старый добрый английский детектив.

Но нельзя забывать, что «Вино с нотками смерти» – детектив еще и мистический. Мир Сущности заслуживает отдельного внимания. Иссушающая душу и терзающая бесплотное «тело» пустыня, тоскливые наваждения, тягостные видения, обманные миражи и загадочный Дворец, ирреальные, порой сюрреалистичные картины… Это место, населенное мифологическими и сказочными персонажами – древнегреческими богами, русалками, чертями, вампирами. Место, где можно встретить Буратино или сестрицу Аленушку, из которого легко угодить в гоголевскую Диканьку или в не совсем пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Можно попасть в тело Дракулы или Стаханова. Можно отравить Александра Македонского. Место, где пространство и время причудливо преломлены, где не действуют законы логики, а происходящее подчинено прихотям подсознания, больного воображения существа, измученного жаждой. Впрочем, закономерность все же можно обнаружить: происходящее в миражах перекликается с событиями реальности, отражая ее, как кривое зеркало. Помимо Сущности ключевыми персонажами, связанными с пустыней, являются Волк и Львица. Они, неизменные тюремщики Сущности и стражники нашего мира, воплощение Тьмы и Солнца, в реальность тоже выходят, и в весьма колоритном облике.

35-13-12250.jpg
Виктория Балашова. Вино
с нотками смерти.– М.:
ТО СКОЛ совместно с СДФЛК
(Союз деятелей фантастической
литературы и кино),
2022. – 322 с.
Текст щедро напитан аллюзиями и символами, насыщен образами. Одни из самых важных из них – мираж и часы, причем необычные: солнечные, песочные, цветочные... Часы являются своеобразным индикатором благополучия нашего мира, а когда останавливаются… Но не буду раскрывать всех тайн, лучше прочитать об этом самому.

Структура книги чрезвычайно удачна. С одной стороны, выбранная автором форма цикла рассказов позволяет ему тасовать время и место действия без каких-либо ограничений и как нельзя лучше отвечает современному «клиповому» мышлению, а с другой – рассказы эти складываются в удивительно гармоничное и цельное полотно. При этом каждая часть самодостаточна и закончена, и эта завершенность придает книге четкость и стройность.

Порядок историй тоже не случаен: за напряженным «Затмением солнечных часов», в котором Герман-младший впервые сталкивается с Сущностью, Волком и Львицей, следует пронизанное юмором «Вино с нотками смерти». В середине книги читатель может немного расслабиться, ведь в «Ресторане повышенной готовности» не совершено ни одного убийства, зато какие изысканные блюда приготовлены, как затейливо сервированы, какие секреты высокой кухни раскрыты! Следом, в «Хранителях истины», снова происходит таинственное преступление в не менее таинственном антураже и появляется старинный фолиант, о дальнейшей судьбе которого мы узнаем из «Иллюзий миража». «Безмолвные показания нот», вещь искрометная, в значительной степени пародийная, позволяет снова передохнуть перед серьезными заключительными рассказами.

Но это о форме, а теперь перейдем к главному вопросу: а кто же, собственно, эта Сущность, которая так страдает в своем мире и приносит столько страданий в наш мир? Это абсолютное зло, которое может поселиться в душе любого из нас? Почему оно так упорно, неустанно стремится прорваться в реальность? И почему ему постоянно это удается? Была ли у этого порочного, опасного и несчастного создания настоящая жизнь? Почему оно обречено на вечные мучения в пустыне, а человек – на то, чтобы раз за разом видеть отражение зла в глазах ближнего? Уже ради того, чтобы раскрыть эту интригу, стоит прочесть цикл рассказов о Германе (точнее, Германах) и Сущности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1721
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
1814
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
2935
Коты – они такие звери

Коты – они такие звери

Сергей Долгов

Женский ответ Фету, аппетитный снег и рулон разговора

0
311

Другие новости