0
849
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.11.2023 20:30:00

Как синица во фритюре

Про балетные страсти с летальным исходом

Тэги: проза, поэзия, музыка, балет


43-15-2480.jpg
Танцевать нужно обязательно, и лучше
всего – что-то необычное.  Валентин Серов.
Анна Павлова в балете «Сильфиды».
1909. Русский музей
Так зачем же танцевать, пока не убьют, к чему эти крайности? А вот зачем.

«...труппа выезжала на большие гастроли в Южную Америку. Нас возили в Министерство культуры для напутствия от Фурцевой, вели беседы с молодежью наши старшие партийные товарищи. А напоследок собрали коллектив в театральном зале для встречи с «дядей Васей», как окрестили «искусствоведа в штатском», а проще – работника КГБ. Он каждый раз наставлял выезжающих за рубеж, как себя вести. Говорил о провокациях, террористах, о том, чтобы держали ухо востро.

– А что делать, если начнут стрелять? – спросила простодушная молодая балерина.

Ответить «искусствовед» не успел. Виолетта без малейшего сомненья усмехнулась:

– Танцуй, пока не убьют».

Конечно, великолепная Виолетта Бовт, по своему обыкновению, шутила. И в этом документальном рассказе никаких криминально-балетных ужасов не происходит. Зато в художественных рассказах Павла Козлоффа страсти с летальным исходом кипят со страшной пузырящейся силой. И в лирических его стихотворениях, при всей их необычайной душевности и даже, выражаясь языком прогрессивной молодежи, кавайности – мрачная тень преследует лирического героя неустанно. Она коварно таится под ногами в виде переломочреватых тротуарных плит, она принимает вид инфернального трамвая, в падении с которого умещается вся жизнь, она сквозит в осеннем холоде, пребольно ранит со страниц и партитур классиков, которых чувствительный почти до бескожности рассказчик Козлоффа любит отчаянно и потому мучается с каждой буквой и нотой... Она просто каждую секунду напоминает о том, что жизнь человека по природе своей скорбна и конечна. Но это не повод не танцевать. Даже наоборот. Танцевать в такой ситуации нужно обязательно. И лучше всего – что-то необычное.

43-15-12250.jpg
Павел Козлофф. Танцуй,
пока не убьют
СПб.: Алетейя, 2023. – 258 с.
Павел Козлофф – в прошлом артист балета, а ныне писатель – решительно разрушает стереотипы о «людях классического искусства». От служителя Терпсихоры обычно ожидают обстоятельных мемуаров и милых эпиграмм о знаменитых коллегах – такого, можно сказать, почтенного литературного приложения к сценической карьере. Но Павел Козлофф не пишет почтенных приложений. Ему интереснее создавать собственную вселенную – трагикомическое, парадоксально уютное уникальное образное пространство. В его книгах все смешивается со всем. Поэзия соседствует с прозой, и сама проза приобретает причудливый, гибридный стихообразный облик. Документальные истории из жизни артистов балета уютно устраиваются бок о бок с авторским вымыслом. Детектив без предупреждения превращается в научную фантастику – иногда самого поразительного толка, таких сюжетов не постыдился бы даже воннегутовский Килгор Траут. Заманчиво раскрученный сюжет обрывается на самом таинственном месте. Солидные традиции XIX века смешиваются с совершенно авангардным, местами едва ли не хармсовским, а местами почти приговским хулиганством. Искусство для Козлоффа – не музей, не библиотека, не классная комната, а нечто вроде будочки ТАРДИС из «Доктора Кто» – удивительное средство перемещения куда угодно и когда угодно.

В новую книгу Козлоффа вошли старые и новые прозаические и поэтические тексты. Читателя ждет множество замечательных зарисовок природы и города (Павел Козлофф – один из немногих современных поэтов, кто благополучно продолжает винтажный жанр пейзажной лирики), философские миниатюры, мистические убийства, балетный быт, шокирующие подробности личной жизни кошки Матильды, поучительная история из жизни потомков пришельцев с альфы Центавра... И вы ни за что не догадаетесь, с чем Павел Козлофф сравнивает синицу во фритюре – да еще так, чтобы получилось совершенно серьезно и пронзительно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вокальный ансамбль Arielle представил премьеры московских композиторов

Вокальный ансамбль Arielle представил премьеры московских композиторов

Александр Матусевич

Универсальный язык хора в Малом зале «Зарядья»

0
696
В Москве в рамках программы POSTSCRIPT 3.0 состоится мировая премьера балета «Четыре»

В Москве в рамках программы POSTSCRIPT 3.0 состоится мировая премьера балета «Четыре»

0
448
Гулливер в стране великанов

Гулливер в стране великанов

Владимир Соловьев

К 125-летию со дня рождения Юрия Олеши

0
1285
Ни аванса, ни кредита

Ни аванса, ни кредита

Сергей Белорусец

Жизнь, жалящая сквозь жалюзи, всепобеждающий облом и девочка с косой и крохотной рюмкой

0
461

Другие новости