0
1678
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.09.2024 20:30:00

Чужих детей не бывает?

Нормальным быть трудно, опасно, но возможно

Тэги: проза, семья, животные


проза, семья, животные Олигарх Филимонов любил посиживать напротив окна и смотреть на Кремль. Фото Андрея Щербака-Жукова

Родион Белецкий – не только прозаик, но в первую очередь драматург, сценарист (участвовал в создании сериалов «Восьмидесятые», «Проект «Анна Николаевна», «Трудные подростки», «Час Волкова» и др.). Его пьесы идут во многих театрах России. «Чужой ребенок» – его первый роман.

Это простая и ясная история, однако отнюдь не примитивная. Она может быть интересна и любителям детективов, и любителям мелодрам. Но это отнюдь не значит, что автор его вывалил на страницы винегрет. Просто в книге есть и неожиданные сюжетные повороты, и любовь, и дружба, и взаимовыручка, и желание стать лучше, несмотря на то что окружающий мир словно спецзадание получил – во что бы то ни стало сделать вас тварью. Короче – «и жизнь, и слезы, и любовь»…

В романе две основные сюжетные линии – девушки Юли, работающей «офисным призраком и одной из частей кофемашины» в офисе олигарха Филимонова, и двоих молодых воров – любовников и подельников Иры и Миши, живущих тем, что они крадут у прохожих сумки.

Юля в итоге, совершенно того не предполагая, «развяжет ленточки на торте». Впрочем, тортик ей достался тот еще – помимо вечных поисков работы и себя, еще и не старый, но ужасно больной, почти парализованный папа, из-под которого надо выносить судна и готовить ему протертые супчики. И Юля почти смирилась со своим крестом – но лишь до того самого дня, когда неожиданно вернулась не вовремя домой. И застала почти покойного родителя переминающимся с ноги на ногу перед телевизором, по которому шел футбольный матч, и одновременно поедающим зефир из коробки. История умалчивает, что именно сказала ближайшему родственнику Юля. Однако результат оказался мгновенным – папа начал прибираться в квартире, пылесосить, драить, готовить… И в итоге завел себе даму сердца – бухгалтершу Диамару, похожую на танк, Александрийскую колонну и военный ансамбль песни и пляски имени Александрова в полном составе. Папа влюбился не на шутку, создал крепкую семью, и несчастной Юле пришлось каждую ночь сооружать на голове «бутерброд» из подушек, чтобы хоть немного приглушить бурные звуки запоздалой страсти, доносившиеся из папочкиной спальни, – было ощущение, что там совокупляются два каких-то стенобитных орудия. Но это так – всего лишь эпизодик, красочка на мольберте. Юля в романе, конечно, не для того, чтобы воспитывать папу с его новоиспеченной бухгалтершей, а совершенно для другого.

В книге много по-настоящему смешного. Например, имеется там олигарх Филимонов, у которого офис выходит прямо на кремлевскую стену. Он любил посиживать напротив окна и смотреть на Кремль, но однажды неуемная Юля случайно выяснила, что он просто спит с открытыми глазами и очень не любит, когда его будят. Впрочем, и у олигарха Филимонова, который денежкам давно счет потерял, вхож во все кабинеты вплоть до Самого-Самого, носит костюм за миллион, с сотрудниками офиса не здоровается (царское ли это дело?) и вообще противный донельзя, так вот, и у олигарха Филимонова тоже личная драма. Глубоко несчастна и его единственная дочь Аня. То, что богатые тоже плачут, придумала, оказывается, не рабыня Изаура из бразильского сериала…

Но главные герои все-таки Миша и Ира. Это два совсем еще молодых человека, они воры-щипачи. Миша в бывшем легкоатлет, получил травму, поэтому спортивная карьера «помахала ручкой». История Иры за кадром. Познакомились любовники и будущие подельники очень романтично – Ира попыталась украсть у Миши бумажник. Но не на того напала. Так бы и воровали они тихо и мирно (догнать Мишу мог только ветер, Ира его страховала), но угораздило же его однажды стащить у цыганки сумку. Подельники жутко обрадовались, решив, что там наркотики, золото и прочие цыганские прибамбасы, о каких обычно рассказывают в теленовостях. Но, открыв сумку, они потеряли дар речи. В ней лежал… крохотный мальчик. Явно тоже ворованный.

Воры принесли ребенка домой и принялись чесать затылки. Опыта обращения с младенцами у них не было. Тем временем ребенок начал хныкать, потом реветь. Выяснилось, что обкакался да и, судя по всему, есть хочет. Миша пошел в магазин, купил памперс на пять размеров больше и фруктовое пюре. К тому времени они уже успели дать малышу имя. Правда не одно – «папа» Миша назвал его Кириллом, а «мама» Ира – Антоном. Кирилл-Антон после того, как его неумело помыли и завернули в памперс, немножко успокоился. Но вот после фруктового пюре началось с ним что-то странное – ребенок побагровел, как помидор, начал хрипеть и задыхаться. Ира с Мишей напугались до смерти и, забыв обо всем на свете, вызвали скорую.

Приехал врач и сказал, что ребенок – аллергик и фруктового пюре ему нельзя ни капли. Что-то вколол, после чего, как любой нормальный врач, попросил полис ребенка и свидетельство о рождении. Оп-с! Какой полис? Какое свидетельство? «Мама» все еще называла сыночка Антоном, а «папа» – Кириллом. Прямо при враче договорились, что будет Ванечка...

Врач, конечно, насторожился – тут и слепоглухонемой бы насторожился. Но, уходя и все еще не зная, что и думать обо всем этом, сказал, на мой взгляд, потрясающую фразу: «Я понимаю, вы еще молодые родители. Но все равно помните – теперь вы несете ответственность за эту маленькую жизнь».

И молодые уголовники ее понесли… Оказалось, что найти комнату с женой и ребенком гораздо сложнее, чем с женой без ребенка. Услышав плач младенца, все бросали трубку. Но тут – не иначе, все-таки есть Бог на небе – свалилась на них некая бабка Таня Свечникова (именно так она представилась будущим постояльцам). Старуха, которая варила ни с чем не сравнимые борщи и играла в игры на смартфоне. Требований у бабки Тани Свечниковой к будущим постояльцам было немного. Первое – чтобы ребенок был не шумный (но Ванечка был не шумный, хнычет, конечно, иногда, но кто же из детей не хнычет?). Второе – не орать и не стонать во время секса (Миша и Ира поклялись чуть не на Библии). И третье – чтобы не было собак и кошек (тут-то бабка Таня Свечникова могла быть совершенно спокойна).

35-13-11250.jpg
Родион Белецкий.
Чужой ребенок.– М.: АСТ:
Редакция Елены Шубиной,
2024. – 320 с. (Классное чтение)
Переехали жить к бабке Тане, и тут начались вещи совершено удивительные. Для начала Ира категорически запретила Мише ругаться при Ванечке матом («Он же все понимает!»). Миша согласился и сдерживался изо всех сил, как бы порой ни хотелось. Поскольку Ванечке негде было спать, новоиспеченный отец, недолго думая, украл для него коляску. Причем прямо при соседке, которая вопила: «Караул! Грабят! Полиция!» Эпизод с коляской – как капля, в которой содержатся свойства всего океана. Он и смешной до слез и трагичный одновременно. Когда Миша с гордостью предъявил дома коляску, Ира неожиданно пришла в ужас: «Украл? Украл чужую коляску?! И это сейчас, когда у нас появился ребенок и начинается новая жизнь!» «Купил! – пытался отпереться Миша. – На сайте! Подержанную!» Но Ира знала возлюбленного, как облупленного. «Ты в жизни ничего не покупал! Украл! Украл! И это значит Ванечка будет спать в ворованной коляске?!» Миша долго мялся, потом заставил себя посмотреть Ире в глаза и выдавил: «Извини…» И тут подруга повела себя весьма неожиданно, но согласно своей глубоко женской логике – бросилась Мише на шею и залопотала что-то вроде: «Красавчик! Настоящий мужчина, недаром я тебя выбрала! Ты знал, что Ванечке нужна коляска – пошел и украл ее! Значит, ты думал о нем! Значит, тебе не безразлично…» Миша, конечно, разомлел, ну и пошло-поехало. Правда без воплей и стонов, как они и обещали Тане Свечниковой…

Оба еще боялись, что педиатр, лечивший Ванечку, настучит или начнет шантажировать. Педиатр вроде бы и начал звонить и шантажировать…. Но тут снова случился крутой поворот сюжета… Во ВГИКе учат и не такому!

Итак, «молодые» зажили одной семьей – Миша, Ира, Ванечка, бабка Таня. А чудеса продолжались. Ира сообщила Мише, что воровать они больше не будут. Миша искренне удивился: с чего бы это? Ира объяснила, что у ребенка будет плохая карма. Что такое карма, Ира сама не очень знала, но как всякая женщина интуитивно чувствовала, что нельзя воровать, когда ребенок…

Начались проблемы. Для начала надо было платить за квартиру. Во-вторых, Ванечку надо было кормить – продуктами самыми качественными и питательными. Кормить надо было и Иру, которая сидела около ребенка, как приклеенная, могла по полдня наблюдать, как Ванечка «уже умеет ползать на пузике», и радоваться этому. Бывший спортсмен Миша умел только быстро бегать и мастерски красть… Не осталось ему ничего другого, как стать «апельсином» – получить оранжевый костюм и велосипед и начать доставлять еду. Добро пожаловать в честную и достойную жизнь! Капризы клиентов, хамство, извечная фраза «А меня колышет, что сдачи нет?». Лишь однажды старичок, открывший Мише дверь, сказал ему: «Добрый вечер!»

А тем временем Юле олигарх Филимонов дал задание спасти погибающий собачий питомник. Собственно, олигарху Филимонову все равно было, кого спасать, лишь бы в Сети периодически появлялись статьи о его добром сердце и редкостном бескорыстии… Юля поперлась в питомник, по уши залитый жидкой грязью. И вот там случилось по ее «вине» событие, которое погубило в итоге Мишу и Иру.

Каким образом могут быть связаны собаки из питомника и украденный ребенок? Ответ в романе. Автор очень жестко и четко ведет разные сюжетные линии, сплетая и расплетая их, а в конце все увязывает в большой, абсолютно логичный узел. Ситуации яркие, острые, но им абсолютно веришь.

«Мир вывихнулся из своих суставов», – писал в «Гамлете» Вильям Шекспир. С тех самых пор «суставы» обратно так никто и не вправил… Белецкий пишет именно о том, чего стоит в нашем мире быть нормальным и какой ценой эта нормальность достается. Перед нами два молодых человека – они красивы, молоды и явно не просто так настолько давно вместе («Он тебя крепко любит», – сказала Ире бабка Таня Свечникова). Им самая пора заводить ребенка. Вот он и появляется, пусть несколько экзотичным образом. Это настолько нормально, что он у них появился, что они оба и сами мгновенно становятся нормальными. Но с тех пор, как они такими стали, жизнь поехала вниз.

Да, жизнь в романе дана такой, какая она есть. Здесь главное не интрига, пусть и мастерски сделанная. Здесь о том, что в людях еще что-то осталось настоящее. Например, когда незадачливые постояльцы, окончательно припертые к стенке, признались бабке Тане Свечниковой, что ребенок у них ворованный, она их не сдала, хоть и промурыжили ее в полиции чуть не сутки. А вернувшись, твердой рукой вручила «гаврикам» ключ от своего загородного дома.

Жизнь снова налаживалась, Миша очень быстро нашел на кухне старые и прогорклые овсяные хлопья. Однако крошечному Ванечке нужна была другая еда. Миша отправился «на дело», абсолютно не зная, что ему делать, поскольку Ира взяла с него клятву ничего не воровать. А денег в кармане всего ничего. Зайдя в один продуктовый магазин, Миша увидел все, что ему было нужно – молочные смеси, хорошее мясо, зелень и так далее. Торговали в магазине в основном сильно нерусские люди. И Миша решил попросить. Впервые в жизни. Жена с ребенком… есть нечего… помогите… Продавцы дружно вспомнили родной язык и заговорили на нем, указывая на дверь, правда, не забывая вставлять слово «брат». И тут вперед вышел парень, борода у которого росла хуже всех. «Что – ребенок? Маленький? Что – есть нечего?» И дал ему все, что было нужно: и смеси, и мясо, и овощи, и даже огромный пучок кинзы, как букет цветов приложил.

Даже олигарх Филимонов неожиданно повел себя по-человечески. Нет, по-олигархски, конечно, но все-таки и по-человечески. Он давно уже выгнал с работы Юлю, она сидела дома и пила ром прямо из бутылки. Папа-молодожен пытался ее воспитывать, читал морали, бутылки отбирал, но Юля тут же добывала себе новые. И тут вдруг ей позвонил олигарх Филимонов. Сам! И спросил прокурорским тоном, почему она до сих пор не на работе. Что заставило его сделать это? Все в книге… Да и доктор, который лечил Ванечку и у которого была реальная причина и реальная возможность отомстить Мише и Ире (Почему? Читаем роман), мстить не стал.

В романе есть целый ряд по-настоящему сильных сцен. Ира категорически запретила Мише воровать, но воровской азарт (возможно, бывший когда-то спортивным) – дело страшное. Миша не смог удержаться и залез ночью в дом, показавшийся ему зажиточным. Там его взяли с поличным. И Миша твердо решает лучше умереть в ментовке от побоев, чем «сдать» Иру и Ванечку. Впрочем, его там не убили, более того – пальцем не тронули… Еще по-настоящему рвет душу сцена, в которой Ира идет по оцепленной милицией платформе, чтобы вернуть Ванечку законным «владельцам». Не надо обладать особым воображением, чтобы понять, что она при этом чувствует…

Как настоящие родители Ванечки вычислили Мишу и Иру? Собственно, долгие годы это было их главной профессией! Почему Мишу и Иру не посадили, а отпустили с Богом? Да, финал у романа светлый… Не потому, что Миша и Ира не получили сполна за свои художества. Нет. Сердца героев разбиты разлукой с ребенком, которого они уже считали своим родным сыном. Но автор снова делает уже последний, финальный неожиданный поворот. В котором есть все: надежда, радость, твердый взгляд пусть в неясное, но все-таки будущее… Да, все осталось на своих местах – льды, сковывающие эту планету, не растаяли. Но кое-кто стал неожиданно лучше. Даже олигарх Филимонов. Может быть, мир действительно спасет любовь? Не в целом, но в каждом конкретном случае стоит пробовать. Потому что иногда получается.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Законотворчество четко следует за заказом сверху

Законотворчество четко следует за заказом сверху

Иван Родин

Правительство не решилось отвергнуть инициативу депутатов и сенаторов о "студенческих семьях"

0
1881
Самолет с синими крыльями

Самолет с синими крыльями

Кирилл Плетнер

Рассказ про доктора Бабжиевича, психосоматику и кукурузник

0
284
Эпос гудел в крови

Эпос гудел в крови

Александр Балтин

К годовщине смерти писателя Юрия Кувалдина, который разбил свой «Книжный сад» и совместил Чехова с современностью

0
948
Джентльменская игра хулиганов

Джентльменская игра хулиганов

Елена Сафронова

Любительский футбол и нелегкий путь личностного становления

0
682

Другие новости